После крупного разлива нефти в районе города Норильска российский президент Владимир Путин объявил чрезвычайную ситуацию в этом арктическом регионе. Примерно 20 000 тонн дизельного топлива с ТЭЦ вылилось на дорогу, а существенная его часть 29 мая попала в реку.
«Значительная часть» топлива попала в реку Амбарная, сказал Путин в среду во время официального совещания о мерах по ликвидации разлива нефтепродуктов. Похоже, президента потрясло то, что местные власти узнали об аварии из социальных сетей, причем только через два дня после того, как это случилось. На совещании он подверг критике губернатора региона Александра Усса. «Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли? У вас там все в порядке со здоровьем?» — спросил Путин.
Утечка была вызвана «случайным повреждением резервуара с дизельным топливом» на ТЭЦ, которую эксплуатирует подразделение компании «Норильский никель». Сейчас идет работа по ликвидации разлива. Эта компания, являющаяся крупным производителем палладия, высокосортного никеля, платины и меди, заявила во вторник в Твиттере, что сделает «максимум возможного» для решения проблемы.
@NornickelGroup
Воздушная разведка установила, что нефть через реку Далдыкан попала в реку Амбарку и сейчас сдерживается боновыми заграждениями. Бригады проводят интенсивную работу по сбору и утилизации разлившейся нефти. «Норникель» сделает максимум возможного для скорейшего решения этой проблемы.
Природоохранное ведомство России помогает компании, проводя с ней «совместные воздушные инспекции» реки в поисках «возможных случаев загрязнения дизтопливом», отметил «Норникель» в среду в своем заявлении.
В четверг компания заявила, что авария могла быть вызвана «таянием почвы», и проведя проверку на месте, исключила возможность «халатности при эксплуатации резервуара». «Емкость проверяется каждый год. Существует целый перечень критериев проверок, в результате которых резервуар обычно признается пригодным к эксплуатации», — сказал первый вице-президент и операционный директор «Норникеля» Сергей Дяченко.
Пока неясно, какова причина разлива. Профессор Университета Джорджа Вашингтона Дмитрий Стрелецкий рассказал агентству «Блумберг»: «Причину еще предстоит определить, но вероятно, это было сочетание климатических изменений и факторов, относящихся к инфраструктуре».
Арктический регион очень уязвим, и общий ущерб может оказаться колоссальным. Бывший заместитель руководителя российского природоохранного ведомства «Росприроднадзор» Олег Митволь сказал, что такой аварии в арктической зоне не было никогда. По словам Митволя, чтобы ликвидировать последствия загрязнения, понадобится от пяти до 10 лет, и эти работы обойдутся в 100 миллиардов рублей (1,5 миллиарда долларов).