4 июня исполнился 31 год со дня событий на площади Тяньаньмэнь, при которых в 1989 году китайские власти силой подавили студентов, требующих демократизации. Антиправительственные демонстрации в Гонконге вызывают хаос, новый коронавирус появился в Китае и распространился на весь мир, американо-китайская конфронтация обострилась. Руководство Си Цзиньпина, оказавшееся перед лицом внутренних и внешних трудностей, которые могут вновь пошатнуть однопартийный авторитаризм Коммунистической партии, усиливает тоталитаризм, как в военное время. Мировая неопределенность может значительно вырасти.
«31 год назад (когда набрало обороты демократическое движение) Пекин был похож на сегодняшний Гонконг. Можно было свободно обсуждать политические проблемы. Тем не менее сейчас Китай постепенно движется в направлении тоталитаризма», — 49-летний политолог, который, будучи первокурсником, принимал участие в протестах, опасается, что кровавая расправа может повториться и в Гонконге.
В прошлом месяце в ходе Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) было принято решение ввести в Гонконге закон о государственной безопасности. Тем самым было выражено намерение принимать жесткие меры в отношении антиправительственных демонстраций. «Пекин уже не верит в принцип „Одна страна, две системы" Дэн Сяопина. Он идет в сторону тотального укрепления контроля над Гонконгом. Методы, которые Компартия хочет применить в Гонконге, основаны на успешном опыте. Во-первых, усиление контроля по принципу антитеррористических мер, что было внедрено в Синьцзян-Уйгурском автономном районе», — отмечает политолог.
Начиная с 2014 года, правительство Китая арестовало более 13 тысяч уйгуров по подозрению в терроризме. Также предполагается, что более миллиона человек было принудительно направлено в так называемые «Центры занятости, квалификации, образования и подготовки». Если такое давление применить и в отношении Гонконга, который является мировым финансовым мегаполисом, хаос распространится на весь мир.
Чтобы завоевать доверие молодежи после событий на площади Тяньаньмэнь, Компартия стала развивать в стране патриотическое образование. Тоталитарные государства отводят интерес к внутренней обстановке за счет внешнеполитических проблем и тем самым повышают центростремительную силу. В ближайшем будущем власти Китая намерены развернуть патриотическое образование и в Гонконге.
В китайском интернете и СМИ враждебно относятся к антиправительственным демонстрациям в Гонконге. Практически все поддерживают внедрение закона о государственной безопасности. Что касается начальной стадии пандемии нового коронавируса, то до начала марта в сети было много критики в отношении правительства, и возникло ощущение, что система пошатнулась.
Однако после того, как ситуация в Китае успокоилась, а западные страны оказались под более сильным ударом, чем Китай, эти мнения были перекрыты государственной цензурой и патриотическими высказываниями.
Проблемы Гонконга и Тайваня — это как внутренние, так и внешние проблемы для Китая. «Нужно нанести решительный удар», — 29 мая председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) Ли Чжаньшу, третье лицо в Компартии, намекнул на возможность военных действий в соответствии с законом о мерах против государственного раскола с учетом тайваньской администрации Цай Инвэнь, которая не признает «единый Китай».
«Вероятность военной агрессии Китая на Тайване растет», — подчеркивает представитель пекинских СМИ. «Нынешний Китай напоминает Германию накануне Второй мировой войны», — отмечает другой китайский журналист.
События на площади Тяньаньмэнь:
В апреле 1989 года памятные мероприятия студентов, приуроченные к смерти бывшего генерального секретаря ЦК КПК Ху Яобана, переросли в крупномасштабное демократическое движение. Власти подавили демонстрации силой. В ночь с 3 на 4 июня армия приступила к взятию под контроль площади Тяньаньмэнь, которую оккупировали студенты. Во время продвижения войск к площади погибло и пострадало большое число людей. По данным властей, жертвами инцидента стало 319 человек, однако истинное количество неизвестно. Правительство Китая назвало инцидент «попыткой контрреволюции» и отказывается переоценивать эти события.