Foreign Policy (США): не хотите конфликта между США и Россией? Держите границы открытыми

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Уход Трампа из Договора по открытому небу больше всех навредит самим США, уверена автор. По ее мнению, своим выходом США не только подрывают способность Вашингтона вести переговоры с Москвой. Они рискует вбить клин между союзниками по НАТО и в конечном итоге грозят подорвать единство блока.

Без особой помпы президент США Дональд Трамп в прошлом месяце нанес еще один опасный удар международному миру, объявив, что США выходят из Договора по открытому небу.

Соглашение от 1992 года разрешает взаимные наблюдательные полеты над территорией 34 стран-участников. Его смысл — позволить странам наблюдать за военными действиями с неба и тем упрочить уверенность, что ни одна из сторон не готовится к войне или внезапному нападению. С момента вступления договора в силу в 2002 году состоялось более 1 500 невооруженных наблюдательных полетов. Трамп отказался от дальнейшего участия, сославшись на то, что Россия не выполняет его условий. Решение вступит в силу через полгода — если, конечно, не случится внезапной смены курса.

Трамп и его команда утверждают, что Россия своими нарушениями подрывает цели договора — прозрачность, сотрудничество и укрепление доверия — и должна быть наказана. Еще США считают, что Россия использует полеты по открытому небу для сбора конфиденциальной информации о гражданской инфраструктуре в Америке. (Здесь можно привести контраргумент, что полеты не могут обнаружить ничего нового по сравнению со спутниковыми данными).

На самом же деле, больше всех пострадают сами США, — лишившись принципиально важных каналов связи с Москвой. Последствия этого шага скажутся и за пределами США. Выход из договора еще сильнее подорвет режим контроля над обычными вооружениями и значительно усилит риски возникновения конфликтов в Европе и за ее пределами.

Своим выходом из Договора по открытому небу, США расшатывают последний рабочий элемент архитектуры контроля над обычными вооружениями. Этот договор — последний элемент тщательно проработанной структуры, благодаря которой после окончания холодной войны в евроатлантическом регионе поддерживается мир и стабильность. Первым идею договора об открытом небе предложил в 1955 году президент США Дуайт Эйзенхауэр, но осуществилась она лишь позже, когда президент Джордж Буш, воспользовавшись спадом напряженности между Востоком и Западом, запустил переговорный процесс, который завершился подписанием договора. Два других основополагающих международных документа эпохи после окончания холодной войны — Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Венский документ 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности, который ограничивает применение обычных вооружений и предусматривает соответствующие меры прозрачности. Оба, однако, в последние годы оказались подорваны. Россия приостановила свое участие в ДОВСЕ в 2007 году, после того как другие государства-участники отказались ратифицировать соглашение о его адаптации. А Венский документ устарел, потому что Москва всячески сопротивляется его модернизации.

Кроме того, выход США из Договора по открытому небу, вероятнее всего, отрицательно скажется на возможных переговорах о продлении СНВ-III, последнего действующего американо-российского соглашения о контроле над ядерными вооружениями, который истекает в феврале 2021 года. В начале июня президент России Владимир Путин предупредил: «СНВ-III, по сути, скоро закончится, а серьезных переговоров по этой теме, важнейшей не только для нас, но и для всего мира, думаю, так и не удалось начать».

Поскольку другие договоры утратили силу, значение Договора по открытому небу растет. На данном этапе он представляет собой одну из немногих оставшихся возможностей для контакта между российскими и американскими военными. Это очень важно, потому что в последние годы другие каналы связи отказали — особенно после украинского конфликта 2014 года.

По-хорошему, Договор по открытому небу следует рассматривать как инструмент не столько для сбора информации для США, сколько для укрепления доверия — особенно к России. Решающее значение имеет диалог между военными: во время наблюдательных полетов офицеры из страны-наблюдателя и принимающей страны сидят вместе в одном самолете — иногда в компании офицеров из других стран. Так создаются важные личные отношения — и это помогает избежать военных недоразумений.

Одно из ключевых преимуществ снимков, полученных во время полетов по открытому небу, — ими можно свободно делиться со всеми странами, подписавшими договор, в отличие от секретных разведданных, которые обычно стремятся сохранить в тайне. Европейские посланники в Вене, знакомые с этой темой, сообщили «Форин полиси», что дипломатически (и политически) гораздо проще работать с изображениями, снятыми во время полетов в открытом небе, чем с тайно собранными данными, — поскольку их нельзя забраковать как поддельные или ненадежные. (Каждый самолет открытого неба и его камеры проходят тщательную проверку в рамках строгой сертификации).

Вопросы, которые встают из-за полученных снимков, например, о российской военной инфраструктуре вдоль границ НАТО, — решаются в рамках Консультативной комиссии по открытому небу, исполнительного органа по договору, который ежемесячно собирается в штаб-квартире Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Вене. Там государства-участники могут устранить любые недоразумения, избегая военной напряженности и конфликтов. Это особенно полезно во время кризиса — например, в 2014 году полеты по открытому небу выявили наращивание российских вооруженных сил вдоль границ Украины.

Как сообщают дипломатические источники в Вене, консультативная комиссия уже обсуждала российские нарушения. Прежние нарушения, связанные в том числе с ограничением полетов над Чечней, были успешно устранены.

Нынешние нарушения связаны в основном с тем, что Москва блокирует полеты над мощно милитаризированным российским эксклавом Калининградом, — ограничив длину полета 500 километрами со ссылкой на соображения безопасности для гражданских рейсов. Кроме того, Россия заблокировала полеты в пределах 10-километровой зоны вдоль своей границы с оккупированными грузинскими регионами Абхазией и Южной Осетией. Хотя эти регионы формально входят в состав Грузии, Москва считает их независимыми государствами — а значит, договором они не охвачены. Ранее Россия запрещала полеты над своими масштабными учениями. США, в свою очередь, заблокировали полеты над некоторыми военными объектами на Аляске и Гавайях и закрыли аэродромы для ночных посадок.

Европейские дипломаты из Вены согласны с Трампом: российские нарушения подорвали цели договора о сотрудничестве и прозрачности. Но при этом выразили надежду, что в конечном итоге трения удастся разрешить дипломатическим путем в рамках консультативного совета и других форматов.

Даже посол США в ОБСЕ Джеймс Гилмор (James Gilmore) отметил в начале марта некоторый прогресс, сказав, что Москва, судя по всему, готова допустить полеты над военными учениями, и назвал один из недавних полетов под Калининградом «очень содержательным».

Однако на фоне выхода США из договора через полгода шансы на дипломатическое решение стремятся, как выразился один дипломат, к нулю, учитывая дальнейшее ужесточение позиций в Москве и Вашингтоне.

Своим выходом США не только подрывают способность Вашингтона вести переговоры с Москвой. Они рискует вбить клин между союзниками по НАТО и в конечном итоге грозят подорвать единство блока. В конечном итоге это на руку России. Европейские государства НАТО — в том числе Франция, Германия и Великобритания — высоко ценят договор не только как инструмент укрепления доверия, но и как инструмент сбора разведданных, поскольку не располагают такими же изощренными источниками разведки, как США. В частности, европейские члены НАТО хотят контролировать передвижение российских войск вдоль своих границ — это особенно важно для прибалтийских стран. Данные помогают им обнаруживать размещение военной техники и обеспечивают раннее предупреждение о передвижении войск.

Каковы варианты имеются у оставшихся стран-участников? Пока что ни одна страна о намерении выйти из договора не заявляла. В конце прошлого месяца 11 государств раскритиковали выход США и подчеркнули намерение продолжать взаимодействие с Россией. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров пообещал 26 мая «предельно взвешенно подойти к анализу этой ситуации, опираясь, прежде всего, на свои национальные интересы и на интересы наших союзников». Для Европы и Канады дальнейшее участие России имеет решающее значение, поскольку бóльшая часть их полетов осуществляется над российской территорией, как свидетельствуют данные Института исследований мира и политики безопасности Гамбургского университета.

Россия же, даже лишившись возможности летать над США, все равно сохранит за собой право летать над европейскими государствами и Канадой, — на них в совокупности приходится более 87% ее полетов. Кроме того, Москва вложилась в новые самолеты «Открытого неба» и захочет ими воспользоваться.

Как действовать дальше, страны-участники решат на конференции, которая состоится в течение ближайших двух месяцев. Поддержание договора в их общих интересах, ведь он — последний жизнеспособный вариант предотвращения конфликта и военной напряженности между Россией и Западом, пусть и без участия США.

Стефани Лихтенштейн — дипломатический корреспондент и независимый журналист, живет в Вене (Австрия)

Обсудить
Рекомендуем