The National Interest (США): как самые большие и мощные атомные ледоколы помогут России завоевать Арктику

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Советский Союз стал первой страной, сумевшей добраться до Северного полюса. А сегодня Россия готовит новый проект, атомный ледокол 22220, возможности которого ограничены только потребностями экипажа. Арктика — это следующая арена стратегического соперничества, и Россия там побеждает, уверен автор.

Благодаря своим тяжелым ледоколам Россия сможет выиграть гонку за Арктику

В период относительного мира, который начался после Второй мировой войны, Советский Союз перенаправил свой мощный промышленный потенциал, сформировавшийся за время войны, на освоение севера. Он строил ледоколы — много ледоколов. Первые советские ледоколы были паровыми, а позже на их место пришли более мощные и гораздо более функциональные дизельные модели. Цель состояла в том, чтобы проложить путь через скованные льдами моря к северу от Советского Союза.

Подобно авианосцам, появившимся после войны, дизельные модели ледоколов были быстро вытеснены более мощными атомными ледоколами — более большими и тяжелыми, чем все то, что Советский Союз производит ранее. И они работали. Советский Союз стал первой страной, сумевшей добраться до Северного полюса. В 1977 году ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим самой северной точки земного шара, тем самым доказав свою ценность. Тем не менее, ледоколы этого класса уже устарели, и на их место скоро придут атомные ледоколы проекта 22220.

Атомные ледоколы проекта 22220

Ледоколы проекта 22220 являются одними из самых новых ледоколов, существующих в настоящий момент. Строительство первого ледокола проекта 22220 стартовало в начале 2010-х годов, хотя ледоколы этого класса пока не были введены в эксплуатацию. 

Философия этого проекта проста: ломать лед. Однако вопреки широко распространенному мнению ледоколы не таранят лед, разбивая его на мелкие куски с помощью своей силы. Они ломают лед благодаря нескольким уникальным и очень полезным особенностям.

Первая такая особенность — это иная форма носовой части ледокола. В то время как для большинства океанских судов характерна гидродинамически эффективная заостренная форма носовой части, у ледоколов она более скругленная, и у них более плоский киль. Такая форма позволяет ледоколам «взбираться» на лед и продавливать его сверху, в сущности погружаясь в лед.

Еще одна особенность, которая помогает ледоколам, — это система, находящаяся глубоко под ватерлинией, которая выпускает струи очень горячего пара в воду подо льдом. В результате лед оттаивает ровно настолько, чтобы находящийся поверх него гигант мог продавить его, чего ему не удалось бы сделать в отсутствие этих струй пара.

В данном контексте у ядерной силовой установки есть два выраженных преимущества. Во-первых, эффективная мощность установки очень высока, что позволяет ледоколу ломать более толстый слой льда — по крайней мере в теории. Второе преимущество — это логистическая простота. Поскольку атомные силовые установки ледоколов проекта 22220 не требуют дозаправки на протяжении всего срока службы, это обеспечивает более высокий темп патрулирования. Возможности ледоколов проекта 22220 ограничены только потребностями экипажа и запасами воды и продовольствия. 

Послесловие

Корпус первого ледокола проекта 22220 находится в Мурманске, рядом с побережьем Баренцева моря. Как только ледоколы этого класса будут готовы к регулярному патрулированию, они станут самым мощным классом ледоколов, в результате чего Россия получит преимущество на морских просторах севера, которые с каждым годом все больше освобождаются ото льда. Арктика — это следующая арена стратегического соперничества, и Россия там побеждает.

Обсудить
Рекомендуем