Нужно ли разрушить Запад? Утопить его в огне и крови, чтобы затем отстроить заново или сплясать на его руинах? Эта географическая общность существует в равной степени в истории и представлениях, объединяет и разделяет живущих там сторонников самых разных идеологий. Одни боятся конца этого мира, а другие хотят его и даже способствуют ему. Коллапсологи, мессиански настроенные экологи, радикальные антирасисты, популисты, альтерглобалисты, адепты жертвеннической риторики, защитники «коренного» населения и «расисты наоборот»: они формируют толпы, которые сегодня становятся армиями.
Все это можно отрицать или представлять в некоем относительном свете, но мы уже ощущаем дуновение смерти в представленной каждым картине тотальной революции. Раз некоторые считают Запад виновным по определению, требование перемен постепенно перерастает в стремление к разрушению, восстановление реваншистского варварства.
Пространство свободы
В чем причины? Их немало. Долго зревший гнев, чувство вины «коренной» западной элиты, конец данной традиционным демократиям отсрочки, бесноватый популизм и социальные сети. Не стоит забывать, что интернет пробудил толпы, как это сделал печатный станок века назад и папирус в далеком прошлом. Преобразования средств распространения информации не могут не изменить то, как творится революция и пробуждается толпа. Оружие идет после гаджетов.
В результате получается слияние разных направлений борьбы за лучший конец мира: жертвенничество, антирасизм, интеллектуальный мазохизм, профессиональный скептицизм, расизм и эстетическое пораженчество. Стремление к изменению Запада отравлено желанием увидеть его мучительную смерть. Но в этом порыве все забывают, что с его гибелью убьют сами себя, погубят мечту жить там, поехать туда на кораблях и самолетах, уничтожат единственное пространство, где можно выразить накопившийся гнев.
Запад одновременно виновен и невинен. Убийство виновного не разрывает цепь страданий, а лишь меняет мантии жертв и мучителей. Об этом все знают, но о такой банальной вещи все равно стоит напомнить.
Стоит напомнить, что к нынешнему гневу примешивается слишком много радикальных настроений, чтобы мы смогли избежать насилия, если продолжим слепо идти этим путем. Сжечь Запад — интернет и агитаторы из соцсетей преподносят эту простую мечту под соусом чистоты и легитимности. Как бы то ни было, у этой ошибки будут очень серьезные последствия. Через несколько десятилетий мы окажемся посреди голого поля в условиях варварства, которое, как нам казалось, мы осуждали.
Не путать антирасизм с вандализмом
Такой отдающий советским строем суд над Западом (он очень прост и удобен, особенно если вы не живете в диктатуре, из которой успешно бежали) ведется комфортно устроившимися на Западе интеллектуалами с юга и сбитыми с толку местными жителями. На самом деле это тупик, балаган, символ малодушия. В нем нет ни капли отваги, искренности и пользы. Нет нужды читать бред журналиста, который бежал со своей магрибской родины 20 лет назад и издалека лениво критикует местную диктатуру, но в то же время бичует принявшие его западные демократии. Правда в том, что гораздо проще сбросить статую тирана на севере перед камерами смартфонов, чем настоящего живого тирана на юге. И даже не стоит пытаться отвечать тем, кто обвиняют вас в раболепстве, когда вы пытаетесь реалистично объяснить им ситуацию.
Чудовищный, когда голодный — как писал в сети один пользователь — несправедливый и с варварским прошлым, прекрасный и вызывающий восхищение с зари времен, земля мечты для мигранта, доблестный своей незавершенной демократией, лицемерный в хищническом отношении к ресурсам, кровавый в своем колониальном прошлом, беззаботный и счастливый — таков Запад. Он несовершенен. Но его нужно совершенствовать, а не разрушать. Те, кто хотят его гибели, не смогли взять за ориентир ничего лучше реваншистского варварства, преодолеть глубоко засевшую злобу.
Думаю, именно об этом нужно напомнить, чтобы избежать простых и отвратных способов утоления справедливого гнева. Борьба с расизмом справедлива, но она не должна стать актом интеллектуального вандализма и беспорядка в и без того хрупком мире. Она должна ориентироваться на лучшее будущее, а не на затуманивающее взгляд прошлое. Для всех. Я верю в это.