Трубопровод «Северный поток — 2», идущий из России в Германию, в очередной раз попал в перекрестье прицела Конгресса США, и произошло это на двухпартийной основе. На этот раз цель предложенного законопроекта состоит в том, чтобы остановить строительство трубопровода по дну Балтийского моря с помощью атаки на его страховщиков.
В действительности, это вряд ли остановит «Северный поток — 2», поскольку его строительство уже основательно продвинулось, и, по сути, оно почти завершено. Однако вот последние известия с фронта энергетической войны США против России.
Вчера члены Палаты представителей Конгресса США Адам Кинзингер (Adam Kinzinger) — республиканец, представляет штат Иллинойс, — Денни Хек (Denny Heck) — демократ, штат Вашингтон, — Майк Тернер (Mike Turner) — республиканец, штат Огайо, — Рубен Гальего (Ruben Gallego) — демократ, штат Аризона, — представили свой законопроект в дополнении к сенатскому Уточняющему Закону о защите европейской энергетической безопасности (Protecting Europe's Energy Security Clarification Act), который предусматривает введение новых санкций против «Северного потока — 2».
Эта новость быстро дошла до Киева, где компания «Нафтогаз», бывший партнер Газпрома на Украине, встретила ее с большим энтузиазмом и с радостью.
Обе палаты Конгресса в прошлом году приняли Закон о защите европейской энергетической безопасности (Protecting Europe's Energy Security Act — PEESA), а теперь нак рассмотрение внесен дополнительный Уточняющий закон как в Палате представителе Конгресса США, так и в Сенате Конгресса США.
Новый закон следует по успешном пути предыдущего закона и будет включен в ежегодный бюджетный законопроект Министерства обороны, на основании которого будут введены санкции против компаний, участвующих в строительстве этого трубопровода и укладывающих трубы по дну Балтийского моря.
Этот Уточняющий закон вводит санкции против компаний, которые в любой форме участвуют в «укладке труб», и подобная деятельность определяется как «активность, помогающая укладывать трубы, включая подготовку строительных площадок, рытье котлованов, мониторинг, засыпка камней, стыковка труб, их сгибание, нанесение специальных покрытий, сварка, укладка, а также засыпка траншей». Под его действие попадают компании, которые предоставляют услуги по оценке страховых рисков, услуги страхования и перестрахования» для судов-трубоукладчиков, а также фирмы, предоставляющие «услуги или оборудование для модернизации технологических процессов, установки сварочного оборудования для переоснащения или связывания между собой судов-трубоукладчиков; а также компании, предоставляющие «услуги в области тестирования и сертификации», связанные с функционированием трубопровода «Северный поток — 2».
По сути, это вообще выводит европейские компании из работ по достройке трубопровода «Северный поток —2», поскольку страховым фирмам теперь грозят штрафы со стороны Министерства финансов США.
То же самое относится к фирмам, занимающимся инжиниринговой инспекцией, и в результате ответственность переносится на Россию, и поэтому в будущем предусмотренные меры заставят европейских партнеров Газпрома мириться с тем, что скажут российские инспекторы относительно трубопровода «Северный поток — 2».
Пока еще не определена дата голосования по поводу этого Уточняющего законопроекта. Но, судя по всему, он будет одобрен. Будет интересно посмотреть, как на это отреагирует Европа.
Nord Stream II представляет собой консорциум компаний, в который входят французская компания Engie, австрийская OMV, британская Shell, а также немецкие Uniper и Wintershall. Все они вложили деньги в этот проект и могут теперь их потерять.
«Северный поток — 2» — это часть целого ряда российских трубопроводных проектов, которые начали реализовываться в 2014 году. В тот момент Россия и Украина проходили период жесткого развода. Правительство Украины рухнуло. Вместо него было сформировано прозападное правительство, и Киев еще дальше отошел от сферы влияния Москвы. Затем Россия захватила Крым, который в тот момент был автономным образованием в рамках Украины, а теперь он принадлежит Москве.
Россия видела, как быстро рвутся связи между двумя странами, и поэтому она сразу же стала создавать альтернативные транзитные маршруты, не полагаясь больше на украинские трубопроводы, многие из которых были построены еще в то время, когда Украины была наиболее важной республикой в составе Советского Союза.
Газпром попытался построить трубопровод «Южный поток» с итальянцами, но они отказались от участия по финансовым причинам, или они просто не хотели встать на чью-либо сторону. Вместо Италии в этот проект вошла Турция, и в результате был построен трубопровод «Турецкий поток».
Вместе с тем, главным из этих трубопроводов, конечно же, является «Северный поток — 2», однако реализовать этот проект без участия немцев было бы невозможно. Сами его трубы прокладываются параллельно с первоначальным «Северным потоком», что привело «Нафтогаз» к выводу о том, что он строится для того, чтобы обойти территорию Украины.
После этого Вашингтон стал рассматривать этот трубопровод в таком же свете.
По мнению Москвы, Соединенные Штаты обеспокоены тем, что «Северный поток» может отрезать их от прибыльных европейских энергетических рынков, и по этой причине в отношении «Северного потока», начиная с 2017 года, вводятся в действие санкционные законы.