Итак, поправки в Конституцию РФ приняты. За — 77,92%. Против — 21,27%. Явка — 65%. Основные причины, толкнувшие российское политическое руководство на проведение изменений, связаны с глобальными трансформациями в мире и в РФ:
1. Демографические процессы в РФ. Стремительное вымирание или эмиграция «славянской части» России и подъем населения в национальных автономиях азиатской и кавказской части страны.
2. Перестройка мировой экономики. Россия старается выйти из ловушки архаизации своего уклада и совершить рывок, позволяющий ей как минимум сохранить свои глобальные политические позиции, как максимум — заложить основы для экономического роста с последующим созданием нового функционала для себя в меняющемся мире.
3. Трансформация баланса сил в международной системе. Рост регионализма, ослабление глобальной роли США, подъем Китая и появление вакуумов влияния в ключевых регионах, которые требуют от РФ конструктивного диалога с западными элитами, если Кремль заинтересован заместить США в отдельных сферах сотрудничества.
4. Ослабление влияния РФ на своей ближней периферии. Белоруссия, Казахстан, Армения, Украина — все так или иначе пытаются отдалиться от Москвы, заигрывая с разными центрами силы, которые появились за последнее десятилетие в противовес российскому влиянию: Китай, Иран, Турция, Индия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Польша и т.д.
5. Регионализация структуры российских элит. Все больше влияния перебирают на себя региональные элиты в РФ, особенно на фоне экономического кризиса, демографических дисбалансов и кризиса доверия между центральными властями и обществом. Здесь стоит вспомнить скандальные губернаторские выборы в прошлом году и «чистку губернаторов» в 2017-2019 годах.
Что эти поправки значат для Украины? С моей точки зрения, вот что:
1. Внешняя политика РФ будет однозначно российско-центричной и более жесткой, все меньше обращая внимание на международно-правовые рамки послевоенной системы в соответствии с последними трендами, которые добили ее окончательно. Декларации, резолюции ООН — все это будет игнорироваться чаще в пользу Конституции РФ. Для Украины это значит, что эпоха апеллирования к старым категориям типа Будапештского меморандума окончена.
2. Курс на «глобальную сделку» с Западом путем обновления элит, сбрасывания токсичности, усиления «конструктивного трека» в своей дипломатии и запуска транзита власти, который используют в торгах с Западом. Украина тут — одна из кризисных площадок, которая может стать разменной монетой. Сюда же [можно отнести] идею Дональда Трампа и Владимира Путина созвать условную «Ялту» с участием пяти постоянных членов Совбеза ООН.
3. Перестройка политической системы в РФ и постепенный уход или неуход Путина по типу маневра Назарбаева в Казахстане. Институционализация Госсовета создает мощнейший орган, который возглавит Путин после того, как определиться с «кастингом» своего преемника на посту президента. Кандидата пока еще нет.
4. Начало гонки за успешную адаптацию к внешним раздражителям. Россия старается вырваться из ловушки старых догм и архаики путем создания нового функционала — постоянного партнера Европы в области безопасности и по отдельным кризисным площадкам на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Сюда же [относятся] недавние заявления Ангелы Меркель с призывом к ЕС выработать четкую позицию относительно России.
Украины в этой гонке пока что нет, ибо у нас подвижек в сторону формулирования своих интересов и функционала пока нет.
Илия Куса, эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока Украинского института будущего