Памятники культуры, как, собственно, и жители городов, во время бурных лихолетий различных войн, вынуждены были, спасаясь от тягот войны и разрушений, переезжать с места на место, подальше от разных, угрожающих им опасностей.
Как написала популярная Daily Art, возможно, многие из посетителей нынешних музеев, галерей и выставочных залов, не раз задавались вопросом — каким образом сокровища мировой культуры, представленные посетителям, уцелели во время различных неспокойных событий человеческой истории. В данном материале вы узнаете о том, какие усилия предпринимались сотрудниками хранилищ и всемирно известных музеев для спасения памятников культуры и искусства в годы Второй мировой войны — одной из самых крупных и самых разрушительных войн в истории Человечества.
Музей «Эрмитаж»
С того момента, как был основан дворец «Эрмитаж», ему три раза довелось пережить эвакуацию хранящихся в нем памятников и произведений искусства: первый раз в 1812 году, когда Россия вела войну с наполеоновской Францией, другой раз во время революции 1917 года, и наконец, в 1941 году, во время Великой Отечественной войны. По первому плану эвакуации, то есть в связи с событиями 1812 года, данных сохранилось очень мало. Тот план хранился под большим секретом, а дошедшие до нас документы сохранили лишь примерный перечень вывозимых предметов, однако ни об авторах плана, ни о тех, кто принимал в этом участие, ни о самой перевозке список данных не содержал.
Более всего мы знаем о событиях, связанных с 1941 годом, когда Советский Союз подвергся нападению фашистской Германии. Мы знаем, что эвакуация началась фактически на следующий день после начала войны, то есть 23 июня, когда сотрудники музея приступили к описи и сбору памятников и произведений, подлежавших эвакуации. Не исключено, что те, кто проводили тогда эти работами, что-то знали о предыдущих опытах эвакуации, то есть, о тех мероприятиях, о которых мы не знаем сейчас почти ничего. А днем ранее, то есть еще утром 22 июня, в самый день начала войны, тогдашний директор Государственного музея «Эрмитаж» уже собрал всех сотрудников и работавших в бывшем императорском дворце на срочное совещание. С того момента началась срочная круглосуточная работа по описи и подготовке памятников к перевозке: сотрудники не покидали дворец даже на время сна, используя для сна и отдыха конференц-зал музея.
Работа проходила очень организованно и почти без сбоев, что стало результатом того, что предварительные планы по эвакуации начали, по сути, разрабатываться намного раньше, а именно в 1939 году, когда началась Вторая мировая война. Советскому руководству уже тогда было ясно, что СССР рано или поздно тоже придется вступить в эту войну. А 1 июля 1941 года первая партия эвакуированных музейных памятников и предметов уже прибыла в Свердловск. Вторая партия предметов из эвакуируемой коллекции Эрмитажа также была успешно вывезена из Города на Неве и была в целости доставлена на место 23 июля. А третью партию вывезти из города уже не удалось — ее пришлось оставить в Ленинграде, в связи с началом осады города фашистскими войсками.
Однако периодически часть коллекции все же вывозили из музея, на тот случай, если дворец Эрмитаж пострадает из-за бомбежки или артиллерийских обстрелов.
А после снятия осады Ленинграда, в 1944 году, была организована первая выставка для посетителей, на которой была представлена часть коллекции, которая оставалась в городе. Руководство города придавало подготовке этого события большое значение, поскольку для жителей Ленинграда оно символизировало возвращение к мирной, нормальной жизни. А в 1945 году, после некоторого периода восстановительных работ, для посетителей было открыто первое помещение в Эрмитаже — знаменитый Зал Рембрандта.
Это также было чрезвычайно важным событием не только для города и страны, но и для всего мира, поскольку хранившаяся в Эрмитаже коллекция знаменитого голландского живописца считалась в предвоенные годы крупнейшей в мире. По сути, восстановление и открытие Зала Рембрандта для посетителей означало возрождение и начало полноценной работы Эрмитажа как крупнейшего музея и выставочного комплекса всей Европы.
Свидетельством четко и организованной проведенной эвакуации музейных предметов стало то, что за годы войны из знаменитой сокровищницы Эрмитажа практически не был утерян ни один предмет. По сути единственной картиной, которая оказалась утерянной, было полотно «Святой Себастиан» кисти другого знаменитого голландского мастера живописи, Антона Ван Дейка. Судьба подлинника этого полотна до сих пор остается неизвестной.
Государственный Русский музей
Значительная часть коллекции предметов живописи другого знаменитого музея Ленинграда, Государственного Русского музея, в годы войны приходилось прятать в специально устроенные подземные хранилища. Эвакуировать полотна и другие предметы, так, чтобы уберечь их от повреждений, оказалось невозможным из-за их большого размера. К примеру, знаменитая скульптура «Царица Анна Иоанновна с арапчонком» была спрятана в подземном хранилище, специально вырытом перед входом в главное здание музея.
Что касается крупных музеев и выставок столицы СССР Москвы, то их эвакуация также началась незамедлительно, с момента начала боевых действий на территории Советского Союза. Коллекции знаменитой картинной Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина были вывезены в эвакуацию также, как и значительная часть коллекции Эрмитажа.
Значительная их часть была размещена для временного хранения в здании будущего Оперного театра Новосибирска (построено в 1931-1941 гг., прим. перев.). Удивительно, но эти памятники не просто хранились, а продолжали служить людям даже во время войны. За период с 1941 по 1944 год, до самого возвращения коллекций в Москву, в крупнейшем городе Сибири было проведено более 20 выставок из собрания знаменитой на весь мир Третьяковки.
Музей «Лувр»
Подготовка к эвакуации в этом всемирно известном музее также началась заранее: директор Музея «Лувр» закончил работу над планом эвакуации ровно за десять дней до начала Второй мировой войны. План также подразумевал скрытую эвакуацию, чтобы местонахождение коллекций не стало известно возможному противнику. 25 августа 1939 года Музей «Лувр» был закрыт на 3 дня для посетителей, под предлогом подготовки к предстоящему ремонту и реставрации. Тем временем, сотрудники музея разместили предметы коллекции по особым белым коробам. В короб поместили и знаменитое полотно «Мона Лиза», а также мраморную статую богини Ники Самофракийской. Перед тем, как поместить полотно или скульптуру в короб, их тщательно обертывали в несколько слоев водостойкой бумаги.
В течение всей войны, все эти памятники хранились в особом тайном месте в одном из предместий города, но часть предметов все же оказалось невозможно перевезти, и они были разграблены захватившими Париж летом 1940 года нацистами. Таким образом, пропала практически вся коллекция памятников Древнего Ближнего Востока. Но некоторые предметы из пропавшей древней коллекции памятников археологии все же удалось обнаружить после окончания Второй мировой войны — они были вновь возвращены в музей после реставрационных работ.
Знаменитый Алтарь Вита Ствоша церкви Успения Девы Марии был важнейшей достопримечательностью польского города Кракова, который никуда не вывозился и не перемещался в течение 450 лет. Но в 1940 году его решили вывезти и для перевозки разделили более чем на 20 тысяч фрагментов. Все эти фрагменты были завернуты в макулатуру и помещены в деревянные коробы. Самый большой из этих фрагментов, длиной более чем 13 метров, был размещен под потолком Сандомирского собора. Другие фрагменты были также вывезены и размещены по разным тайникам.
Однако оккупировавшим Польшу нацистам удалось обнаружить вывезенные и спрятанные фрагменты, и после этого они были вывезены в Германию.
Стараниями и усилиями одного польского историка-искусствоведа алтарь все же удалось найти и вернуть в Польшу в послевоенные годы. Фрагменты алтаря обнаружили в шахтах во дворе Нюрнбергского замка. В итоге, знаменитый памятник готики Вита Ствоша, который оказался частично поврежден влагой и насекомыми, пока находился в Германии, в 1949 году был отправлен в Польшу специальным железнодорожным составом. На железнодорожной станции Кракова, после прибытия состава, было организовано народное торжество в честь долгожданного возвращения памятника.
Государственный Исторический музей
Снова возвращаемся в Россию. Сотрудники Государственного Исторического музея Москвы, сразу после получения распоряжения властей города об эвакуации ценностей, начали подготовку к перевозке знаменитой коллекции, в том числе, знаменитой парадной сабли князя Пожарского, кафтана Ивана IV Грозного и коронационного платья Екатерины Второй.
Часть коллекции пришлось также держать в подземных хранилищах. Часть была отправлена специальным судном в Казахстан, в город Кустанай, где она хранилась до 1944 года.
Интересно отметить, что и государственный Исторический музей также не прекращал работу, как исследовательский центр, и в годы Великой Отечественной войны. Сотрудники музея проводили работы по поиску документов и свидетельств, связанных с войной, для будущих выставок — они собирали, в частности, военную форму, образцы оружия, листовки и прокламации, и конечно, многочисленные фотографии.