Когда-нибудь это должно было случиться. Кремль получил затрещину. В воздухе пронесся небольшой подзатыльник с большого расстояния. Не очень болезненный, но обидный. Против Москвы встал город на противоположном конце Российской Федерации. Тем обиднее, что российская пропаганда, как в других случаях, не может заявить, что за этим стоит заговор Запада или антисистемная оппозиция под руководством Алексея Навального. Свои права на демонстрациях отстаивают обычные россияне, которые просто кое-чем сыты по горло.
В Хабаровский край назначили нового временно исполняющего обязанности губернатора. Владимир Путин выбрал для этого депутата от Либерально-демократической партии России Михаила Дегтярева. Несколько недель назад эта новость не вызвала бы ни малейшего внимания у любого россиянина, кто не проживает в означенном крае с семичасовой разницей во времени с Москвой. Путин назначает глав регионов, и Путин же их снимает. Круговорот в российской политической системе. Выборы — лишь представление.
Но в Хабаровском крае произошло нечто особенное, что Кремль озадачило. Два года назад на местных губернаторских выборах по случайности побелил Сергей Фургал, кандидат от Либерально-демократической партии России эксцентричного популиста Владимира Жириновского. Фургал вошел в список кандидатов исключительно как декорация, чтобы придать выборам налет законности. По такому же принципу, кстати, на федеральном уровне функционирует вся квазиоппозиционная партия Жириновского.
Но без особых усилий Фургал обошел тогдашнего губернатора и кандидата от правящей партии «Единая Россия» Вячеслава Шпорта, которым люди были сыты по горло. Получилось, что партия ЛДПР, сама того особо не желая, вдруг получила власть в крае. Люди Жириновского получили большинство в краевом парламенте и в мэрии Хабаровска. Кроме того, местный представитель ЛДПР получил депутатское кресло в Государственной думе. Впервые в российской истории кремлевская правящая партия лишилась контроля над регионом.
Очень скоро Кремль покарал Хабаровский край за выходку. Мстя за провал на выборах, Москва перенесла органы управления Дальним Востоком из Хабаровска во Владивосток. А в начале июля текущего года на руки губернатора Фургала полиция надела наручники.
Следствие подозревает его в организации убийств местных предпринимателей в 2004 — 2005 годах. Фургал якобы связан с местной мафией, которая выполняла для него грязную работу. Типичная абсурдная история из российской действительности. Карьеру российского политика разрушают не связи в криминальных кругах, а то, что он случайно победил на выборах местного ставленника Кремля.
Еще один парадокс. В поддержку арестованного губернатора в Хабаровске начались массовые несогласованные демонстрации. Полиция не вмешивается. Протесты кульминировали в эти выходные, когда на улицы вышли несколько десятков тысяч жителей Хабаровска. Нечто невероятное.
Центром многотысячных протестов до сих пор всегда была Москва. Для российских регионов подобные акции нечто совершенно небывалое. Как правило, протесты в России ни к чему не приводят, если только не считать противоположного эффекта — закручивание гаек. Но в Хабаровске протестующие добились максимума возможного, и Кремль не стал навязывать им губернатора из скомпрометированной партии, а отправил на Дальний Восток коллегу Фургала по партии.
Кремль получил от Хабаровска неприятный подзатыльник. Оказалось, что в России еще кое-где существует, казалось бы, искорененный Путиным феномен — региональная идентичность. И хотя Москва радикально ее ограничивает, откровенно и нечестно вмешиваясь в местные дела, люди не готовы с этим мириться.
Так получилось не только в Хабаровске, но и, скажем, в Ненецком автономном округе. Край за Северным полярным кругом, единственный из всех 85 российских регионов, проголосовал против принятия поправок к конституции, которые дают возможность Владимиру Путину оставаться в президентском кресле до 2036 года. Почему? В знак протеста против объединения округа с соседней Архангельской областью. Тут тоже свою роль сыграла региональная идентичность.
В связи со снижением популярности Владимира Путина, который только с помощью сомнительных поправок к конституции сохранил для себя возможность править страной еще 16 лет, Кремлю приходится решать проблему неожиданно возросших недовольств. Но не в традиционно оппозиционно настроенных Москве или Санкт-Петербурге, а в регионах, которые долгое время пребывали в политической коме.
Протесты в Хабаровске, скорее всего, не дадут импульса для региональных волнений и сопротивления Москве, а тем более путинскому режиму. Так далеко в России еще не зашло, несмотря на экономические и социальные проблемы, с которыми столкнулось население регионов далеких от столицы. По последним данным, почти 45% россиян живут на зарплату меньше 15 тысяч рублей. Во время коронавирусной эпидемии доля людей с таким низким доходом увеличилась на семь процентов.
Однако одно предостережение для Кремля, а также антисистемной оппозиции Алексея Навального тут неоспоримо. Когда придет время и терпение россиян лопнет, на выборах может победить любой второсортный системный популист без политических амбиций.
Таким образом, победить кремлевский режим может простой усталый россиянин, который скажет власти: «Хватит». Без революции, через выборы. Даже такие, в которых случаются фальсификации, как это принято в России.
Через четыре года России предстоят президентские выборы. Для Владимира Путина они могут завершиться неприятным сюрпризом.