Двадцать первого июля вся Украина в течение дня следила за развитием ситуации с луцким террористом, который захватил в заложники пассажиров автобуса и угрожал их убить, выдвигая странные требования к власти. И хотя эта история завершилась вполне позитивно (террорист задержан, а заложники — освобождены), в украинском информационном поле она будет еще довольно долго обсуждаться.
Судя по всему, перед украинским обществом угроза терроризма возникла как никогда остро и очевидно, поэтому политики будут вынуждены искать ответы на запросы общества, иначе они рискуют потерять поддержку.
Если подытожить общественный резонанс вокруг данной проблемы, то на уровне Луцка и Волынской области граждане отмечают низкий уровень работы местной власти, которая фактически вовремя не отреагировала на проблему. Пока центральные органы власти организовывали спецоперацию по освобождению, местная власть делала вид, что ничего не происходит, и это, вполне вероятно, заставит не одного местного жителя задуматься над эффективностью власти на местах.
Вторая существенная проблема — нашествие неконтролируемого оружия, давно уже охватившее всю Украину. И хотя на официальном уровне о ней не очень любят вспоминать, однако она становится все более реальной для граждан, и вероятность однажды встретить «неадеквата со стволом и взрывчаткой» только растет.
Примечательно, что эту тему по следам «Луцкой драмы» поднял народный депутат и бывший глава Волынской ОГА Палица. Он увидел во всем этом следствие «политического давления на правоохранительные органы», хотя за подобными дипломатическими формулировками звучит, фактически, обвинение власти в неэффективности.
Сам Палица сейчас возглавляет депутатскую группу и партию «За будущее», которая объединяет более двадцати нардепов-мажоритарщиков, и, очевидно, готовится к местным выборам. В том числе и в родной Волынской области. И, похоже, на них он пойдет как «профессиональная альтернатива» к «правлению любителей».
Складывается впечатление, что именно это и станет ключевым дискурсом будущих выборов: «профессионалы» против «новых лиц». Год назад запрос на обновление привел к электоральной революции, последствия которой страна ощущает до настоящего времени. Вместе с тем, сама оценка этих последствий в обществе до сих пор остается неоднозначной. Что лучше? Реальный опыт или «табула раса» государственного управления? На ближайших местных выборах украинцы в очередной раз будут давать ответ на этот вопрос.
Поэтому не стоит недооценивать политические силы, ориентированные на мажоритарщиков и «региональные элиты», поскольку именно они, похоже, будут воплощать ключевую альтернативу на «местном уровне» по отношению к «новым лицам». И ситуация в стране вполне может им помогать, ибо вряд ли мы имеем дело с последним подобным кризисом.
Особенностью организации власти на Украине со времен ее образования была жесткая централизация и отсутствие инициативы на местах, что продолжило традиции административно-командной вертикали времен СССР. Реформа по децентрализации призвана радикально изменить ситуацию, перенеся центр притяжения на регионы, наделенные внятной бюджетной автономией. Но это, в свою очередь, ставит вопрос о готовности людей, которым будут делегированы подобные полномочия, успешно их реализовывать.
Подозреваю, что темой будущей кампании также может стать вопрос «сильной руки» в местном самоуправлении, которая могла бы решать проблемы общины без постоянных запросов в Киев. Все это приведет к такой конфигурации выборов, которые сейчас вообще нельзя будет прогнозировать в контексте общеукраинских рейтингов и «партийных предложений».