Последние угрозы правительства США в адрес немецких участников российского газопроводного проекта «Северный поток — 2» вызвали жесткую реакцию в бундестаге.
«США закручивают опасную спираль в отношениях со своими трансатлантическими партнерами и все больше ставят под угрозу свои политические и экономические отношения с Германией и Европой», — заявил один из руководителей фракции СДПГ Карстен Шнайдер (Carsten Schneider).
Представители трех американских министерств на прошлой неделе резко усилили давление на европейские, в частности немецкие компании, участвующие в проекте «Северный поток — 2». Представители концернов были приглашены на индивидуальные переговоры, в ходе которых им было указано на риск применения санкций по отношению к ним.
Госсекретарь США Майк Помпео также выступил с соответствующим «предостережением» с учетом американского санкционного закона. Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) преследует единственную цель: помешать строительству уже на 96% готового газопровода между Россией и Германией.
«Умные и болезненные ответные меры»
По утверждению США, Европа рискует попасть в слишком большую и стратегически опасную зависимость от российских энергоносителей. Немецкие и европейские политики, однако, отвергают эту позицию.
Депутат Шнайдер убежден, что «неприкрытые угрозы являются не чем иным, как активным саботажем интересов Европы в энергетической сфере».
Шнайдер высказался за «умные ответные меры, которые окажутся болезненными для американских экспортеров». Кроме того, по его мнению, на европейском уровне следует подумать о том, «как мы могли бы поддержать европейские компании, которым угрожают санкции».
В качестве одной из подобных мер депутат рассматривает обращение в американские суды с исками против политики администрации США и Конгресса, нарушающей международное право.
Европа должна действовать суверенно
Депутат от СДПГ подчеркнул, что США заинтересованы в том, чтобы навязать европейцам свой сланцевый газ, который они собираются поставлять на европейский рынок танкерами в виде СПГ. В частности, это будет также так называемый «попутный газ» — побочный продукт добычи нефти в Техасе, который сам по себе имеет высокую ценность лишь на внутреннем американском рынке. Кроме того, в Европе американский СПГ не может конкурировать с трубопроводным природным газом по причине высокой стоимости транспортировки.
«Европа должна суверенно и уверенно реагировать на новые деструктивную и ориентирующуюся исключительно на собственные энергетические интересы политику США», — подчеркнул Шнайдер. По его словам, нельзя забывать и о том, что экономика США «во многих стратегически важных отраслях сама сильно зависит от продукции и ноу-хау европейских компаний».
По оценке Отто Лухтерхандта (Otto Luchterhandt), эксперта юридического факультета Гамбургского университета и Восточного института в Висмаре, «если экономические компании, зарегистрированные в Германии, обратятся с исками в американские суды, это не будет заведомо бесперспективным шагом».
На запрос нашего издания он ответил, что недавние решения Верховного суда США «можно считать доказательством того, что понятие экстерриториальной юрисдикции следует трактовать в довольно ограниченном охвате». И суды низших инстанций могут при принятии решений ориентироваться на этот момент.