В период, когда мир все еще погружен в вопросы, связанные с коронавирусом, в экономических дискуссиях на первый план вышла мировая роль Китая. Россия, по сравнению с Китаем, остается в тени. О ее влиянии и геополитических интересах говорят меньше.
Уже много было написано о российских гибридных угрозах и операциях, в том числе о дезинформационных кампаниях и вмешательстве в избирательные процессы в третьих странах, с помощью которых Россия старается дестабилизировать ситуацию внутри Европейского Союза или отдельных его членов.
Несравнимо меньше внимания уделялось российскому экономическому присутствию в Европе и использованию Россией традиционных инструментов, таких как прямые зарубежные инвестиции, слияния и аквизиции, которые проводят российские «частные» компании и инвесторы. Российские фирмы стараются подражать международным компаниям, чтобы их поведение на международных рынках ничем не отличалось от поведения их западных конкурентов. Один из конкретных примеров — спонсирование Газпромом Лиги чемпионов.
Однако было бы наивно думать, что крупные российские частные компании на самом деле являются независимыми и ориентированными на прибыль бизнес-субъектами. В России благодаря «приватизации» и своеобразному развитию внутренней бизнес-среды крупнейшие компании контролируются, прежде всего, олигархами и другими менеджерами, у которых сегодня нет другого выбора, как только стать близким союзником Кремля. Они не могут позволить себе игнорировать желания и рекомендации, поступающие оттуда.
Собственники российских «частных» компаний — это зачастую близкие друзья или доверенные лица российского президента Путина. В основе их «успеха» лежит лояльность, близость и подчиненность интересам Кремля, а не личная дисциплинированность. Недавняя история подтверждает, что тех, кто осмелился не выполнить приказов и «советов» Кремля, как, например, олигархи Борис Березовский и Михаил Ходорковский, заставили замолчать, лишили имущества, а зачастую и выгнали из страны.
Российское руководство, несомненно, использует российские компании, чтобы их зарубежная экспансия и аквизиции соответствовали конкретным политическим целям Российской Федерации. Эта экономическая деятельность становится частью российской гибридной работы, которая ведется за рубежом.
Поэтому мы совместно с нашими украинскими коллегами сочли необходимым акцентировать и описать российское присутствие в экономиках разных европейских стран. Эта идея привела нас к сопоставительному исследованию, основанному на материалах из открытых источников, в котором дается обзор российских инвестиций и аквизиций и анализируется современное влияние России на экономики следующих стран: Германии, Австрии, Польши, Украины и Чешской Республики.
Результаты анализа говорят о том, что, несмотря на некоторые мелкие различия, существует целый ряд сходных черт, характерных для российских экономических интересов за рубежом. Российские компании интересуются за границей такими ключевыми отраслями, как энергетика, банковский сектор, тяжелая промышленность и телекоммуникации. Примечательно, что к новым областям, интересующим русских, относятся ресторанное и гостиничное дело.
Не удивляет, что главной сферой интересов Кремля во всех пяти исследуемых странах является энергетический сектор. Недавнее падение цен на нефть и газ на мировых рынках привело к снижению доходов от их продажи, которые, однако, по-прежнему составляют главную часть поступлений в российский государственный бюджет. Тут нужно отметить, что Россия использует энергоносители не только как источник постоянных экспортных доходов, но и как стратегический и геополитический инструмент для давления на разные европейские страны.
Несколько фактов из энергетической отрасли. Германия — крупнейший потребитель российского газа. Австрия стала ключевым европейским газовым хабом в российской дистрибуционной сети на обширной территории, охватывающей Германию, Францию, Хорватию, Словению, Венгрию и Италию. Украина по-прежнему зависима от потребления российского газа, хотя в страну он поступает с противоположного направления, например, из Польши или Словакии. Значительные объемы импортного СПГ в Польше поставляются из России.
Помимо нефти и газа, российские компании, такие как Росатом, интересуются контрактами на строительство ядерных блоков в ЧР, из-за чего Чешская Республика рискует впасть в еще большую зависимость от российских технологий и поставок.
Кроме энергетического сектора, Россия продвигает свои интересы и в банковском секторе Европы. Российские элиты пытаются легитимировать свои доходы через уважаемые европейские финансовые институты. Немаловажно, что зачастую некоторые европейские банки используются для отмывания грязных денег. Немецкий Deutsche Bank столкнулся со штрафами и угрозой уголовного преследования ее руководителей из-за участия в российской системе отмывания денег, и речь шла о 20 миллиардах долларов.
Также на протяжении нескольких лет российские олигархи использовали некоторые австрийские банки как инструмент для отмывания денег. Из недавно обнародованного дела Deutsche Bank ясно, что около 967 миллионов долларов ушли на счета в австрийский Raiffeisen Bank и счета других кредиторов в стране. В 2008 году Первый чешско-российский банк, принадлежащий Стройтрансгазу, выдал кредит в размере девяти с половиной миллионов евро на предвыборную кампанию ультралевому «Национальному фронту» Марин Ле Пен.
Среди других рисков и угроз, которые стоит отметить, — применение программного обеспечения и IT-продуктов российских компаний, таких как, например, антивирусный производитель «Лаборатория Касперского». В 2019 году американский Управляющий совет по федеральным закупкам опубликовал постановление для других государственных институтов, запрещающее пользоваться софтвером этой компании из-за опасений, что она слишком близка к российским органам. Однако в Евросоюзе продолжают пользоваться продуктами «Лаборатории Касперского», поскольку, как считают в Европейской комиссии, доказательства того, что российская власть злоупотребляет ими для шпионажа, отсутствуют.
Еще одна интересная область, которой стоит уделять внимание, — это сфера гостеприимства и ресторанное дело. В 2019 году российская сеть пиццерий «Додо», которая принадлежит человеку, чьи тесные связи с ультранационалистами доказаны, попыталась выйти на высоко конкурентные рынки быстрого питания в Германии и на Украине. К тому моменту эта сеть открыла по одному ресторану в 11 странах, не считая России, что весьма необычно, поскольку, как правило, подобные сети запускают сразу сеть из нескольких точек в той или иной стране. Поэтому специалисты предполагают, что подобная коммерческая деятельность русских в гостиничном бизнесе и сфере быстрого питания в Германии и на Украине заслуживает особого внимания, в том числе к безопасности продуктов.
Из недавнего опыта Украине известно, что большую зависимость от российских рынков и глубокое проникновение российских компаний на внутренний рынок зачастую можно использовать как инструмент политического давления. Кремль несколько раз сотряс украинскую экономику энергетическими блокадами (газовые войны в 2006 и 2009 годах) и экономическими санкциями, например, на импорт украинской сельхозпродукции. Более того, некоторые ключевые украинские предприятия контролировались российскими владельцами, в том числе крупный Проминвестбанк и машиностроительная и металлургическая группа Industrial Union of Donbass.
Идя на эти экономические шаги, Кремль дестабилизировал и продолжает дестабилизировать Украину и прибегает также к другим инструментам, таким как информационная война, политическое вмешательство во внутреннюю политику посредством сочувствующих политических субъектов и политиков и, наконец, прямая вооруженная агрессия.
За последнее десятилетие прямые российские инвестиции в европейские экономики неуклонно росли. Например, прямые российские инвестиции в Италии, Австрии и Нидерландах возросли с каких-то 5,4 миллиардов евро в 2006 году до почти 160 миллиардов евро к концу 2017 года.
Только недавно Европейский Союз стал обращать внимание и реагировать на подобные потенциальные риски и риски, вытекающие из притока иностранного капитала и инвестиций в стратегические отрасли. Соображения, на которые ЕС навели не только российские инвестиции, но и инвестиции других третьих стран в экономику Евросоюза, наконец привели к тому, что в апреле 2019 года в силу вступила директива Европейского Союза о проверке прямых иностранных инвестиций в ЕС. Страны-члены Европейского Союза обязаны включить эту директиву в национальное законодательство до 11 октября 2020 года. Это новое правовое предписание ЕС, которое в ЧР пока не принято, поможет лучше контролировать и отслеживать российские коммерческие и экономические интересы в европейских странах.