От президентских выборов в Белоруссии, которые пройдут в воскресенье, вряд ли стоит ждать особых сюрпризов — несмотря на нестабильность экономики и волну недовольства из-за ненадлежащей реакции правительства на пандемию коронавируса.
Много лет находящийся у власти президент Александр Лукашенко преуменьшил опасность вируса, посоветовав белорусам ходить в сауну и пить водку, чтобы не заболеть.
Давайте разберемся, почему президент Белоруссии, занимающий свой пост с 1994 года, по всей вероятности, будет избран на шестой срок — и что это говорит нам о живучести авторитарных режимов.
Авторитарный режим Лукашенко испытывает давление внутри страны
Но в 2020 году наблюдается то, чего не было раньше: впервые в истории независимой Белоруссии появились признаки того, что происходит политизация граждан с «низов». Серия уличных протестов против Лукашенко получила название «революция тапочек». Помимо Минска, столицы страны, эти протесты охватили, как минимум, 35 других районных центров.
Получил распространение популярный мем «Саша 3%», отражающий результаты опроса, проведенного независимыми белорусскими СМИ, согласно которым электоральный рейтинг Лукашенко составляет около 3%.
С мая этого года правозащитный центр «Весна» задокументировал заявления о 1259 случаях политического преследования граждан. 211 человек были приговорены белорусскими судами к небольшим срокам лишения свободы и 336 человек были оштрафованы.
За несколько недель до выборов белорусская оппозиция сплотилась вокруг женщины-домохозяйки, не имеющей опыта в политике. Светлана Тихановская, жена арестованного блогера Сергея Тихановского, в итоге выставила свою кандидатуру и включилась в предвыборную борьбу, чтобы поддержать своего мужа. По словам Тихановской, у нее нет президентских амбиций, она открыто заявляет, что не собирается править страной. На митингах по всей стране она собирает многочисленные толпы избирателей, ее популярность растет, поскольку ее задача — сменить Лукашенко.
Однако белорусскому правительству удалось досрочно прекратить предвыборную кампанию Тихановской, запланировав концерты на всех отведенных для этого площадках в Минске. Кроме того, официальный Минск обвинил Тихановскую в том, что создав интернет-платформу «Голос» для альтернативного подсчета голосов с целью противодействия любой фальсификации результатов выборов, она собирается «девальвировать официальный результат голосования» и организовать массовые беспорядки. Центральная избирательная комиссия Белоруссии признала платформу «Голос» незаконной структурой.
Белоруссия движется в сторону геополитической изоляции?
В дальнейшем Белоруссия может оказаться в еще большей изоляции. Лукашенко впервые обвинил Россию во вмешательстве в выборы и арестовал своего главного конкурента на выборах Виктора Бабарико, бывшего главу принадлежащего России Белгазпромбанка, по обвинению в коррупции, что вызвало критику со стороны западных политиков и правозащитников. Кроме того, Лукашенко арестовал 33 российских наемника из ЧВК и обвинил их в подготовке теракта накануне воскресного голосования.
На Востоке на Лукашенко оказывают давление, чтобы в обмен на нефтяную сделку он объединился с Россией в «союзное государство». На Западе Лукашенко надеялся восстановить связи с США после 12-летнего периода резкого охлаждения отношений и укрепить экономические отношения с Евросоюзом, но эти попытки, похоже, зашли в тупик. И ЕС, и США осудили аресты оппонентов перед выборами, призвав к открытой демократии и пригрозив ввести против режима Лукашенко санкции.
Новая волна арестов дает основание предполагать, что после выборов отношения Минска с Западом могут еще больше ухудшиться. Но Белоруссия может ограничить негативную реакцию Запада на аресты оппозиционных активистов или фальсификацию результатов выборов, заставив перед выборами замолчать белорусских критиков и пресечь массовые протесты, фактически сведя к минимуму необходимость жестких репрессий против оппозиции.
Что это говорит нам о живучести авторитарных режимов?
Исследователи из берлинского Социологического центра (WZB) изучили авторитарные режимы в 137 странах и обнаружили, что выживаемость режима определяется способностью правящей элиты поддерживать гармоничное равновесие между тремя основными элементами стабильности — легитимизацией, репрессиями и кооптацией.
После 26 лет пребывания у власти Александр Лукашенко для подавления любой оппозиции все больше полагается на силовые структуры. Его старший сын, Виктор Лукашенко, является советником по национальной безопасности, недавно назначенный премьер-министр Роман Головченко имеет опыт работы в оборонной сфере, а новый глава администрации президента Игорь Сергеенко раньше занимал пост первого заместителя председателя КГБ.
Между выборами белорусские власти полностью контролировали политическую обстановку в стране, ослабляя и дискредитируя политическую и общественную оппозицию и противодействуя ей, даже когда шансы оппозиции победить Лукашенко в реальной конкурентной борьбе оставались ничтожными. Кроме того, власти ввели ограничения в отношении государственных СМИ и все больше ограничивают доступ к интернету.
Устранив оппозицию, Лукашенко предотвратил потенциальные политические возможности перемен и обеспечил себе продление политической жизни — выборы в Белоруссии мало что значат. Вместе с этим, задерживая и сажая в тюрьму лидеров оппозиции, Лукашенко также продемонстрировал, что для того чтобы остаться у власти, он готов применять силу.
Татьяна Кулакевич — штатный преподаватель количественных методов исследования в Школе междисциплинарных глобальных исследований Университета Южной Флориды (УЮФ) и научный сотрудник Института исследований России при УЮФ.