Среди стран ЕС Литва активнее всего участвует в нынешнем белорусском кризисе. Все дело в общей истории, да и литовцы хорошо понимают чувства белорусского народа, сказал президент Гитанас Науседа (Gitanas Nausėda) Yle.
«Никто не отреагировал на то, что произошло в Белоруссии после выборов, поэтому я почувствовал, что должен взять инициативу в свои руки».
Это было через три дня после президентских выборов, когда ни ЕС, ни крупные европейские страны еще не заняли четкую позицию по событиям в Белоруссии.
Литовский президент Гитанас Науседа предложил план, который сводился к тому, чтобы заставить стороны конфликта — режим, оппозицию и гражданское общество — собраться за одним столом.
Литва, Латвия и Польша должны были выступить посредниками.
Белорусский президент Александр Лукашенко, конечно, отказался.
«Сейчас сохраняется статус-кво. Лукашенко по-прежнему распоряжается всеми инструментами власти, а это не слишком хорошо для моего плана по организации национального диалога. Но нужно посмотреть, что произойдет завтра».
Очень возможно, что сам Лукашенко скоро окажется в ситуации, когда ему потребуется диалог в той или иной форме.
«Конечно, трудно продвигаться вперед, когда одна сторона отказывается в этом участвовать, но что-то из моего плана всего равно можно воплотить в жизнь. А режим — с Лукашенко или без — тоже наверняка постепенно вольется в этот процесс».
Когда план А провалился, он попробовал план Б — активизировать ЕС
Отказ Лукашенко, конечно, не остановил Науседу. Он был в числе тех, кто особенно активно требовал от лидеров ЕС организовать встречу для обсуждения Белоруссии.
Встреча состоялась в среду и привлекла много внимания.
«Я доволен результатами. Многие лидеры ЕС согласны, что президентские выборы в Белоруссии нельзя назвать свободными и справедливыми».
По мнению Науседы, встреча обозначила, что у Лукашенко нет законных оснований оставаться у власти.
«Это был четкий сигнал властям Белоруссии. И России, конечно, же».
Тихановская понимает демократические принципы
Лидер оппозиции Светлана Тихановская бежала в Вильнюс через день после президентских выборов — судя по всему, из-за угроз со стороны режима.
Литва хорошо ее приняла и помогла ей скрыться в безопасном месте.
По словам Науседы, защитить ее и позволить оппозиции действовать из Вильнюса — вопрос принципиальный.
«Это дело принципа. Они борются за новые выборы и понимают, как устроена демократия», — утверждает он.
Но это не значит, что Литва и белорусская оппозиция действуют заодно.
«Мы не политические союзники. Кроме того, сложно делать выводы о долгосрочных целях оппозиции. Белорусская оппозиция не гомогенна, она расколота на лагеря и группы».
Белорусы готовы к демократии
Науседа подчеркивает, что лично его очень интересует происходящее в соседней стране — скорее по эмоциональным причинам, чем из-за того, что это в интересах Литвы.
«В политике много говорят об интересах, но я хочу привлечь внимание к эмпатии, которую мы испытанием в отношении Белоруссии. Эмпатия очень важна».
Науседа также убежден в том, что Белоруссия может стать строителем мостов между Европой и Россией.
«Белоруссия созрела для изменений и готова двигаться в демократическом направлении. Она видела, как в последние 30 лет развивалась Литва, и у нее есть аналогичный потенциал».
Это связано с тем, что белорусский народ за последнее десятилетие изменился. Молодежь видит, как живут люди на Западе. Многие из них жили и учились в Литве, Латвии и в других, более отдаленных странах.
«Они способны построить свободную и самостоятельную страну, которая сможет стать государством благосостояния. Они способны улучшить уровень жизни граждан. У них для этого есть все условия, что когда-то были у нас».
Белоруссия может стать мостом между ЕС и Россией
Науседа не думает, что Россия станет что-то предпринимать — ни военными, ни даже политическими средствами. Как минимум в краткосрочной, но скорее всего и в долгосрочной перспективе «для России лучше не вмешиваться».
Дело в том, что основные силы белорусской оппозиции против России ничего не имеют.
«Я очень хорошо понимаю, что у Белоруссии очень близкие отношения с Россией. Это касается и многих лидеров ее оппозиции. Они говорят о Белоруссии как о мосте между Россией и ЕС».
Но на всякий случай Науседа все-таки предостерегает Кремль.
«Россия не должна мешать нынешнему развитию событий, пытаясь изменить ситуацию», — говорит он и улыбается впервые за все интервью.
Yle: Последний вопрос. Эти события и ваши действия могут стать определяющим фактором вашего президентства?
«Да, они могут стать определяющими», — говорит президент Литвы Гитанас Науседа и снова улыбается — во второй раз.