Как видно, Германия прилагает серьезные усилия в направлении мирного урегулирования проблем в Восточном Средиземноморье.
В январе в Берлине состоялась конференция по ливийской проблеме с широким составом участников. Теперь Германия старается снизить напряженность, возросшую между Турцией и воодушевляемыми французами Грецией и греческой администрацией Южного Кипра в споре о морских юрисдикциях.
Визиты министра иностранных дел Германии Хайко Мааса (Heiko Maas) в Афины и Анкару являются частью этих посреднических усилий. Глава немецкого МИД рекомендует сосредоточиться на работе технических комиссий, которые займутся решением проблемы и смягчением отношений, ставших напряженными в результате обмена сторонами Navtex-уведомлениями на основании деятельности Турции по разведке энергоресурсов и военных учений Греции в регионе.
На заседании министров иностранных дел ЕС 27-28 августа в Берлине Маас в противовес требованиям Франции, Греции и греческой администрации Южного Кипра, которые настаивают на жестких санкциях в отношении Турции, стремится сообщить новость о начале процесса диалога. Поскольку Германия не желает ни того, чтобы напряженность в Восточном Средиземноморье вылилась в горячий конфликт, ни принятия решений о жестких санкциях против Турции.
Легко понять, почему.
И канцлер Меркель, и министр иностранных дел Маас знают президента Эрдогана достаточно хорошо и понимают, что Турция не отступится от своих справедливых требований. Введение ЕС жестких санкций в отношении Турции как не заставит Анкару сделать шаги назад, так и не приведет ни к чему другому, кроме как еще больше отдалит Турцию от Запада.
Прежде чем перейти к ответу на вопрос о том, дадут ли эти дипломатические усилия Берлина успешные результаты, обратим внимание на мотивацию, с которой Германия делает эти шаги.
Кроме того, Меркель, лишившаяся кресла председателя Христианско-демократического союза из-за кризиса с беженцами 2015 года, знает и ценит роль, которую Турция играет в облегчении проблемы беженцев для Европы. Обеспокоенная последствиями, которые может породить для Европы разрыв с Турцией в результате авантюристской политики Франции, Меркель переносит эпицентр борьбы Парижа с Турцией с Ливии на ось Греция — Кипр и пытается препятствовать политике нагнетания напряженности.
Более того, Турция — одна из стран, с которыми у Германии активные экономические и культурные связи. Для Германии, которая является крупной торговой державой, наравне с развитием экономических отношений с Турцией также крайне важно обеспечение мира и безопасности в Восточном Средиземноморье, занимающем стратегическое положение с точки зрения морских торговых путей.
Успех посреднических усилий Германии будет зависеть от того, насколько Берлину удастся сдержать Париж и сможет ли Германия продемонстрировать беспристрастную позицию относительно проблемы между Турцией и Грецией — греческой администрацией Южного Кипра.
Вместе с тем успех посредничества Берлина определит и то, какой выбор сделают Греция и греческая администрация Южного Кипра: пойдут за Францией, которая вовлечет их в конфликт, или за Германией, которая поведет их к миру.