La Vanguardia (Испания): вандалы страшнее гуннов?

На Западе их считали самыми варварскими из всех германских племен. Однако этими бесчестными людьми двигали религиозные соображения.

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Вандалы были жестоки не более, чем другие племена того времени. Как так получилось, что сейчас их именем называют стремление разрушать и портить? La Vanguardia рассказывает, благодаря какой дурной славе вандалы стали синонимом деструктивного поведения, а заодно рассказывает историю этого древнего племени.

Вандал — «человек, совершающий действия, характерные для жестоких дикарей». Так звучит третье значение слова «вандал» в словаре Королевской испанской академии. Второе значение слова «вандализм» зафиксировано так: «Стремление разрушать, которое затрагивает как священное, так и светское». Как из-за дурной славы вандалы стали синонимом всего разрушительного?

Их образ, сохранившийся в коллективной памяти, намного страшнее, чем воспоминания об остальных германских народах-завоевателях IV и V веков. Вандалы кажутся хуже, чем гунны или татаро-монголы, более поздние завоевания которых привели к большему насилию и числу жертв. Действительно, история сыграла с вандалами злую шутку, так как они совсем не заслужили такую дурную славу.

Древние скандинавы

Происхождение племени вандалов — скандинавское побережье Балтии. Например, монарх Швеции носит титул короля готов и вандалов. Незадолго до нашей эпохи вандалы ушли на юг, осели на территории нынешней Польши и восточной Германии, стали одним из восточногерманских племен и практически никак не были связаны с Древним Римом. На самом деле вандалы были объединением нескольких племен, среди которых выделялись две ветви — силинги и асдинги.

Вандалы, находясь в постоянном конфликте с готами и другими народами, продолжали спускаться, стараясь обосноваться на берегах Дуная. В конце III века они столкнулись с римлянами, однако уже в IV веке им удалось договориться и получить некоторые районы поселения.

На новом месте вандалы приняли арианскую версию христианства. В те годы о вандалах говорили с уважением, их считали простыми, храбрыми и суровыми людьми. Большинству германских народов была известна их добродетель.

Жизнь племени радикально изменилась с приходом гуннов, которые в конце IV века вытеснили их и другие народы на запад. Как писал в хронике епископ Григорий Турский (Gregorius Turonensis), 31 декабря 406 года вандалы, воспользовавшись тем, что всем известная река Рейн замерзает, вместе с некоторыми союзниками из аланов и свевов пересекли границу Галлии.

Племена сокрушили оборону римлян и их союзников франков. Именно тогда у вандалов появился первый король — Годагисл, который погиб в битве после перехода через реку. Власть унаследовал его сын Гундерих, которого после трех лет странствий и грабежей в Галлии римляне и их союзники вытеснили на Пиренейский полуостров.

Аланы, свевы и вандалы-асдинги осели в западной и центральной части Пиренейского полуострова, а вот вандалы-силинги поселились в провинции Бетике. На протяжении этих лет на племена нападали вестготы, которые пытались подчинить их Древнему Риму в качестве федеративной общины. В обмен на территорию варвары несли военную службу в римских легионах, платили им налоги и отдавали урожай.

Обе ветви вандалов объединились с немногочисленными аланами и закрепились на юге полуострова

В результате постоянных нападений аланы были разгромлены. После смерти короля они объединились с вандалами, правители которых провозгласили себя и королями аланов. Обе ветви вандалов объединились с немногочисленными аланами, закрепились на юге полуострова и провозгласили своей столицей Испалис (сегодняшняя Севилья). Там умер Гундерих, которого сменил его брат Гейзерих около 428 года.

Конечно, в те годы на Пиренейском полуострове, как и в Картахене вандалы часто грабили и разрушали. Они нападали так же, как и другие германские племена, которые пересекали эти же земли. Однако решительный сторонник монархии вестготов святой Исидор Севильский (San Isidoro de Sevilla), сыгравший важную роль в процессе их перехода в католицизм, противопоставлял их вандалам, которые никогда не отказывались от арианства.

Карфаген и разграбление Рима

Вандалы, проведя на полуострове около двадцати лет, переселились в Северную Африку. Согласно источникам, всего их было 80 тысяч, из них — 15 тысяч воинов. Вандалов пригласил губернатор римской провинции Бонифаций, который хотел объединиться с ними для ведения внутренней борьбы с другими представителями римской знати за центральную власть в империи.

Весной 429 года во главе с Гейзерихом вандалы пересекли пролив, отправившись из Тарифы в Сеуту. Вскоре Бонифаций, урегулировав споры с руководством Рима, дал вандалам понять, что больше в них не нуждается. Однако германское племя не вернулось в Испанию. Более того, в конечном итоге они быстро завоевали всю провинцию Карфаген — сегодняшнюю территорию побережья Марокко и Алжира, а также всего Туниса.

В 430 году на пути к Карфагену вандалы осадили Гиппон-Регий (сегодня Аннаба в Алжире), где один из основателей римско-католической церкви святой Августин был епископом. После трех месяцев осады святой умер в лишениях. Во многом из-за его смерти вандалы стяжали дурную славу.

Когда они покорили западную часть Северной Африки, в 435 году император Валентиниан III решил уступить ее официально в качестве федеративной общины. Однако четыре года спустя Гейзерих нарушил договор и завоевал старый Карфаген, куда прибыл римский флот. Захват города не означал разрушения зданий или памятников, потому что Гейзерих намеривался там поселиться.

С этого момента вся провинция, житница Карфагена, оказалась в руках вандалов, которые заставляли платить за пшеницу и создали зависимость, злившую римлян. Однако более важную роль играло то, что вандалы полностью подчинили морское судоходство в Западном Средиземноморье.

Вандалы были менее терпимы к католикам, чем другие германские племена

Вандалы намеревались покорить Корсику, Сардинию, Сицилию и Балеарские острова. Для слабой экономики умирающей Западной Римской империи это был приговор. Словно пираты, вандалы грабили побережья региона и перекрывали и без того уязвимые пути сообщения Средиземного моря, что наносило удар по Восточной Римской империи.

Фанатичное арианство — еще одна характерная черта королевства вандалов. Они были менее терпимы к католикам, чем другие германские племена. У католиков отбирали имущество, их ссылали, а порой убивали.

Разграбление Рима Гейзерихом в 455 году стало еще одной позорной страницей в истории племени. Вандалы, воспользовавшись тем, что императора Валентиниана III, с которым Гейзерих заключил соглашение, убили и в городе царил хаос, поднялись по Тибру на сотне кораблей и вторглись в Рим.

Папа Римский Лев I Великий попытался использовать ту же хитрость, которая сработала с царем гуннов Аттилой тремя годами ранее, а именно убедить его не грабить столицу. И хотя Гейзерих согласился сохранить церкви и общественные здания, а также пообещал не убивать, вандалы унесли огромные богатства и взяли заложников.

Вестготы уже грабили Рим в 410 году в течение трех дней. Несмотря на такой короткий срок для жителей Рима это событие стало гораздо более шокирующим и жестоким, так как многие погибли, а городу был нанесен значительный урон. Почему же считают, что вандалы нанесли более серьезный ущерб, чем вестготы? Причина — то унижение, которое испытал Лев I Великий.

После грабежей и Рим, и Византия безуспешно пытались вернуть свои богатства. В 474 году Восточная Римская империя подписала с вандалами вечный мир, признав их суверенитет над завоеванными землями.

Начало упадка

Гейзерих умер в 477 году. Он превратил королевство в великую державу Западного Средиземноморья. Вандалы, как и остальные германские племена, в значительной степени романизировались. Однако они хотели сохранить сегрегацию коренного населения и не принимали смешанные союзы. Кроме того, вандалы завоевали лучшие земли, изгнав из них римских губернаторов, и жестоко преследовали католиков.

Безусловно, ключевые должности в королевстве находились в руках исключительно ариан, которые были единственными, кто имел право носить оружие. Поэтому число служащих в армии не увеличивалось. Такую политику всегда враждебно воспринимали как местная знать, так и многочисленное коренное католическое население, которым вандалы уступали по численности.

С другой стороны, часто остро стоял вопрос о престолонаследии среди представителей знати вандалов, из-за чего происходили внутренние чистки. Королевство вандалов — колосс на глиняных ногах, ведь оно утвердилось в регионе благодаря слабости Рима, а не собственной силе.

Преемники Гейзериха продолжали эту политику. Им приходилось бороться с берберами, которые все чаще стали на них нападать. Однако из-за падения Западной Римской империи, а также войн Византии и готов вандалам не приходилось защищать другие границы. И все же из-за натиска остготов им пришлось уступить Сицилию. Король вандалов Тразамунд заключил союз с этим племенем, чтобы остановить территориальное расширение Византии.

Важную роль продолжал играть религиозный аспект. Благодаря более или менее терпимому отношению к католикам и духовенству вандалы могли рассчитывать на помощь местного населения, которое поддерживало одну группу знати, а не другую.

В 523 году королем вандалов стал Хильдерих, который получил образование в Константинополе и был дружен с императором Юстинианом. Хильдерих, разорвав союз с готами и заключив его с Византией, вернул католикам права и собственность. Такое решение было радикальным, поэтому поражение от берберов стало поводом для того, чтобы его кузен фанатик-арианец Гелимер сверг Хильдериха в 530 году. Гелимер стал последним королем вандалов.

Юстиниан воспользовался этим. В 533 году византийский император под предлогом восстановления власти Хильдериха, которого вскоре казнил Гелимер, направил военачальника Велисария. Он высадился в 15 км от Карфагена с примерно пятнадцатью тысячами воинов. Ему повезло, что вандалы направили лучших воинов для подавления восстания на Сардинии.

В результате византийцы одержали победу в битве при Дециме, а вскоре после этого снова победили при Трикамаре. Когда королевство пало, Гелимер попытался бежать в Испанию, однако оказался в ловушке и в конце концов спрятался в горах внутри страны. Год спустя Гелимер сдался Велисарию, так как тот обещал относится к нему достойно.

Его доставили в Константинополь и, согласно договоренности, Гелимер прожил достойно до смерти, не отрекшись от арианства. Лучшие воины вандалов вошли в ряды византийской армии и оказались на границе с Персией.

Северная Африка, включая крепость Тарифы на Пиренейском полуострове, стала провинцией Византии, чему было радо католическое население. Трофеи Рима отправились в Византию. Год спустя из провинции Карфаген Юстиниан, пытаясь восстановить всю древнюю империю, начал завоевывать Сицилию и Италию.

В XVIII веке епископ назвал разрушение аббатств во время Эпохи террора «вандализмом»

Популярность понятия «вандализм»

Спустя столетия в 1794 году епископ блуаский восторженный защитник Французской революции Батист-Анри Грегуар (Baptiste-Henri Grégoire) уловил историческую неприязнь к вандалам. Он назвал «вандализмом» разграбление и разрушение монастырей и аббатств, совершенное населением в бурный период Эпохи террора.

Спустя годы в результате конфискации церковной собственности во времена либеральных революций такие же нападения происходили в различных частях Европы. Поэтому понятие «вандализм» с этим же значением появилось в остальных европейских языках.

Обсудить
Рекомендуем