Expresso (Португалия): Великая Белоруссия

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Романтически настроенная автор статьи в португальской газете эмоционально переживает за белорусов. Но аргументы ее вполне разумны: она предостерегает западные страны от необдуманного вмешательства. В противном случае может произойти ужасное — то, что уже произошло на Украине, заключает она.

В 64 году в Риме случился пожар. Есть разные теории о причинах его появления, но, без сомнения, наиболее завораживающей является та, что приписывает пожар экстравагантности и безумию императора Нерона. Считается, что Нерон приказал поджечь Рим для собственного удовольствия. Ему не нравились некоторые части города, и он хотел их перестроить. Есть еще теория, что он приказал поджечь Рим, чтобы впоследствии обвинить в этом христиан, отказывающихся ему поклоняться. В этой истории есть одна интересная деталь, подтвердить которую наука не в силах. Говорят, что пока город полыхал, Нерон играл на лире.

Это было очень давно, поэтому мы можем говорить о пожаре в Риме, не задумываясь о его трагических последствиях: гибели людей, разрушении домов и исторического наследия. Благодаря давности, мы можем обращать внимание на то, как вел себя Нерон, пока все горело. Можем говорить о его игре на лире, размышлениях и удовольствии, которое, возможно, принес ему пожар.

В разрушении, хаосе, восстании, пожаре и даже взрыве бомбы есть особая красота. Эта же красота присутствует и в природе, чистоте нетронутых пейзажей и гармонии. Об этой красоте говорил Лестер Бёрнем (Lester Burnham), герой Кевина Спейси (Kevin Spacey) в фильме «Красота по-американски». Лестер — мужчина средних лет, который ненавидит свою работу и образ жизни. Он отказывается от такой жизни и неуклюже и поэтично пытается создать новую. Обычно подобное не проходит без проблем. Так и случается. Лестера убивают. Сразу после смерти героя звучат незабываемые слова, приписываемые уже его духу: «Трудно хранить злобу в сердце, когда в мире так много красоты».

Я хочу поговорить с вами о Белоруссии. Политическая борьба в этой стране очень важна для сегодняшнего мира, даже если не затрагивать геополитические моменты. И я хочу осветить эту драму, в которой пребывают тысячи людей.

Нынешний президент страны Александр Лукашенко находится у власти уже 26 лет. По словам ЦИК, на выборах, прошедших 9 августа, он набрал 80% голосов. В эти результаты мало кто поверил. С тех пор тысячи людей выходят на улицы протестовать, а силы безопасности весьма жестоко их разгоняют.

Выходя на улицы, чтобы защитить свои убеждения, эти люди рискуют своей жизнью. Такие поступки меняют людей. Сейчас в Белоруссии можно найти ту красоту, о которой говорил Лестер. В мире, охваченном пандемией, ради искренней и справедливой цели люди отказываются от масок и забывают о дистанцировании. В этом и заключается красота. А еще в символизме свержения последнего диктатора Европы. В храбрости, с какой протестующие сталкиваются с преступными силами безопасности. В их стойкости перед насилием и пытками. Мы можем отнестись к этой ситуации с политическим романтизмом, ведь из-за упадка системы нам некуда его девать. Мы можем позволить себе опьянеть от эмоций. Но нет, это не нужно ни белорусам, ни нам.

Протестующие — это граждане, которые борются за свое право считаться народом, а не оппозицией. И желания этого народа вполне конкретны, среди них, например, возможность выбирать своих представителей. Народ требует, чтобы к нему относились с уважением. Он не хочет мириться с насилием и систематическим нарушением прав человека. (Мы к этому еще вернемся. Я всегда вздрагиваю, когда узнаю об интервенциях, называющих своей целью защиту права человека.) Белорусский народ хочет своего 25 апреля (Прим. пер.: военный переворот в Португалии, закончившийся свержением диктатуры), но, чтобы достичь его, гвоздик и нашего сочувствия недостаточно. Пора отставить лиру.

Происходящее в Белоруссии касается всего общества, но в особенности общества белорусского. Белорусы выходят на улицу сами по себе. Нам известны их стремления, но мы ничего не знаем о том, какая организация стоит за ними и есть ли она вообще. Достойна ли эта организация поддержки и финансовой помощи? Я уверена, что достойна. Ведь у президента Александра Лукашенко есть поддержка Путина, в том числе финансовая.

Я не хочу, чтобы все развивалось по обычному пути. Не хочу, чтобы кто-то, говоря о защите прав человека, вторгся в страну и решал ее политическую судьбу, не обращая внимание на желания протестующих. В недавней истории можно найти множество примеров «освобождения народов», которые развивались не так, как нужно было бы, и, конечно, ни к какому освобождению не привели. Достаточно вспомнить Косово, Ирак и Сирию.

Когда я слышу призывы защищать права человека, я вспоминаю ту ночь, когда Палата депутатов Бразилии проголосовала за импичмент Дилмы. Тогда депутаты один за одним поднимались и перед тем, как сообщить о своем решении, провозглашали: «Во имя Господа». Когда интервенция совершается под таким предлогом, сразу понятно, чем все закончится. Когда призывают к лучшему, говорят о правах человека и Господе, совершается ужасное. История научила нас быть осторожными. Он показала, что доверять нужно протестующим, а не тем, кто собирается помогать им во имя свободы и прав человека. Такие интервенции преследуют свои цели. Однако только бескорыстные действия могут помочь протестующим добиться желаемого.

В круговерти событий, окружающих протесты в Белоруссии, мы можем забыть о людях и остаться в идеальном мире, построенном нашим воображением и мечтами. Он ослепит нас, и произойдет ужасное. То, что уже произошло совсем недалеко, на Украине.

Сейчас понятно, что политические тенденции протестующих неясны. И на это нельзя не обратить внимание, хотя обычно так и поступают, но сейчас это неправильно. На кону стоит право людей на демократический порядок. Я надеюсь, что они смогут добиться того, чего хотят, может быть даже и не либеральной демократии. Это называется проявлением свободы, результатом свободных выборов.

Протестующие уверены в своем желании добиться свободных выборов, но идут они к нему путем хаотическим и спонтанным, и это неудивительно. Есть новые способы выразить солидарность и даже финансово помочь в их устремлениях, существуют и новые способы передать информацию за пределы страны. Не совсем ясно только, как эти движения представляет лидер оппозиции, чей официальный проигрыш и оспаривают протестующие.

Новые способы передачи информации позволили услышать рассказы граждан Белоруссии, находящихся в стране и за ее пределами. Их слова пугают. Фотографии, которые они показывают, пугают не меньше. Это репортаж в прямом эфире. Информация никем не редактируется, не подвергается обработке в соответствии с этическим кодексом. И в этом аспекте происходящее в Белоруссии несколько напоминает протесты BLM. Кто хочет узнать больше, переходит на закрытые странички в соцсетях, а не обращается к СМИ. Что еще сказать об этом? Так рождается журналистика, не требующая журналистов и газет.

Нужно сказать и о том, до чего дошла жестокость в Белоруссии. Нельзя от этого отворачиваться. Описать это насилие — передать душу белорусских манифестантов. Эта не является целью статьи, но нельзя не сказать о незаконных задержаниях, пытках и избиениях тысяч граждан в тюрьмах, об исчезновении тысяч людей после протестов, об убийствах, полицейском насилии на улицах и об атмосфере недопустимых репрессий.

В Белоруссии бьется сердце всего мира. Борхес мог бы назвать ее «Алеф». Это несуществующее место, точка, где есть все: видение прошлого и будущего, хаос и возможность порядка, жестокая реальность и вера в мечту. Только вера побеждает страх перед опасностью, преодолевает боль. Только вера в мечту позволяет рисковать тем, что так страшно потерять: жизнью, друзьями, семьей и средствами к существованию.

Получение свободы может излечить шрамы тех, кто прошел через борьбу. Время тоже может, но одного только времени недостаточно.

Я хочу сказать протестующим: не соглашайтесь на палату для пациентов с covid. Продолжайте бороться.

Обсудить
Рекомендуем