В прошлом году одна политическая партия в Германии вызвала настоящий скандал, когда в ходе своей предвыборной кампании использовала картину для разъяснения того, почему она выступает против иммиграции.
Картина была написана в 1866 году, а называется она «Невольничий рынок». Там «показано, как чернокожий, предположительно мусульманский работорговец, демонстрирует группе мужчин обнаженную девушку с гораздо более светлой кожей». Возможно, действие происходит в Северной Африке.
Партия «Альтернатива для Германии» установила несколько рекламных щитов с этой картиной, сопроводив ее лозунгом: «Чтобы Европа не стала Евроаравией». По обе стороны Атлантики этот случай вызвал возмущение. Даже американский музей, в котором хранится эта картина, направил партии письмо, потребовав от нее прекратить использовать эту картину в своих целях (хотя она находится в открытом доступе).
Если говорить объективно, обсуждаемая картина «Невольничий рынок» отражает действительность, существовавшую на протяжении столетий. Африканские, азиатские и ближневосточные мусульмане издавна вели охоту на европейских женщин, поработив за несколько веков миллионы, чему есть масса документальных свидетельств в литературе.
Но оказывается, кроме книг есть и другие документальные свидетельства, отражающие эту реальность. Речь идет о бесчисленных картинах на тему похищений, торговли и сексуального порабощения европейских женщин. Все это подчеркивает широкое распространение данного явления и его печальную известность. На самом деле, это была настолько известная тема, что на ней специализировались очень многие художники девятнадцатого и начала двадцатого веков, причем довольно часто они основывались на рассказах очевидцев. (Одна художественная галерея сказала об этом так: «Многие… из самых значимых художников сами побывали в мусульманском мире, и написанное ими основано на зарисовках, сделанных во время таких путешествий».)
Ниже показаны 20 таких картин (на самом деле, их гораздо больше). Я отметил имена художников, годы написания картин, а где это возможно, их названия, что зачастую довольно трудно проверить. Свои замечания я ограничил важными разъяснениями и отступлениями, в основном по первым нескольким картинам. Остальные произведения говорят сами за себя. Представляю их вашему вниманию.
Константин Маковский. «Болгарские мученицы». 1877 г. На картине изображены события, произошедшие годом ранее, когда бойцы османских нерегулярных формирований (так называемые башибузуки) насиловали и массово убивали болгарских христианок и их детей. В США о страданиях меньшинств в Османской империи беспокоились из христианской солидарности, порой преувеличивая ее. Так, журналист Макгэхан написал об этом инциденте следующее: «Когда магометанин убивает определенное количество неверных, он может быть уверен, что попадет в рай, какие бы грехи ни совершил…. Простой мусульманин воспринимает и признает это предписание в обобщенном виде и считает женщин с детьми…. Башибузуки, чтобы увеличить счет убитых, распарывали животы беременным женщинам и убивали нерожденных детей».
Ярослав Чермак. Похищение герцеговинки. 1861 г. Из официального музейного описания: «Эта вызывающая глубокую тревогу и чрезвычайно выразительная картина показывает белую, обнаженную [и беременную?] женщину-христианку, похищенную из родной деревни османскими наемниками, убившими ее мужа и ребенка».
Отто Пилни. «Невольничий рынок». 1910 г.
Эдуард Ансен-Хофманн. «Похищенная».
Анри Тану. «Намона». 1883 г.
Джулио Розати. «Выбор фаворитки в гареме».
Этторе Черконе. «Осмотр рабов». 1890 г.
Отто Пилни. «Работорговец». 1919 г.
Фабио Фабби. «Невольничий рынок».
Журнал Harper's Weekly. «Белое рабство на востоке — поход на невольничий рынок». Апрель 1875 г.
Эмиль Жан Орас Верне. «Невольничий рынок». 1836 г.
Жан-Леон Жером. «Невольничий рынок». 1871 г.
Франц Эйзенхут. «Пленница в гареме». 1903 г.
Фернан Кормон. «Гарем». 1877 г.