Всего через несколько десятилетий именно город, а не государство, станет гарантом стабильности и развития. В течение многих веков люди постепенно переселялись в города, и сегодня более половины населения планеты проживает именно в городах. Города на Западе имеют такое большое влияние, что комментаторы уже заговорили о «триумфе» города и начали призывать мэров взять в свои руки бразды правления всем миром.
В настоящее время направление роста городского населения резко меняется, потому что сегодня африканцы и азиаты, а вовсе не американцы и европейцы, в массовом порядке переезжают в города. Согласно новым данным ООН, более 90% будущего прироста населения планеты будет приходиться на крупные города и трущобы развивающегося мира. Между тем, рост городского населения в большинстве развитых экономик замедлится, а в некоторых странах его численность начнет снижаться.
Города на грани
Глобальное переселение в город стало успешным экспериментом. Проектировщики инфраструктуры в крупнейших мегаполисах мира научились делать городское пространство более безопасным и удобным для жизни. В большинстве стран развитого мира существуют городские сети данных, позволяющие на местном уровне решать множество задач, таких как борьба с преступностью, своевременность поставок и оказания услуг и контроль над объемами выбросов углеродосодержащих веществ.
Однако не все города движутся в одном направлении. В то время как крупные мегаполисы процветают — на долю 600 крупнейших городов мира приходится две трети глобального ВВП — бесчисленное множество более мелких городов сильно от них отстают. И этот разрыв еще больше расширяют так называемые нестабильные города — города, где социальный контракт, связывающий муниципальные правительства с их гражданами, разрушился и где правит анархия.
Специалисты в области урбанистики долгое время не могли понять, что заставляет некоторые города погружаться в затяжной кризис, в то время как другие процветают. Одним из наиболее вероятных ответов на этот вопрос является открытие, сделанное ведущими криминалистами, которые утверждают, что городская преступность привязчива: несмотря на то, что характер преступлений может со временем меняться, насилие, как правило, концентрируется в определенных городских районах. В большинстве городов большая часть преступлений совершается всего на нескольких перекрестках. В Боготе, к примеру, как выяснили социологи, практически все убийства в 2012 и 2013 годах были совершены всего на 1% ее улиц.
Еще один фактор, который порождает рост уровня преступности и снижение уровня безопасности, это стремительная урбанизация. Специалисты в области геоурбанистики выяснили, что размер и плотность населения городов вовсе не определяют уровень преступности. В конце концов, Сеул, Шанхай и Токио являются одними из самых крупных мегаполисов в мире, но при этом они остаются одними из наиболее безопасных городов. Вероятнее всего, ключевым фактором является головокружительная скорость и нерегулируемый характер прироста городского населения — так называемая турбо-урбанизация.
В этом отношении стоит выделить Карачи. Этот крупнейший город в Пакистане вырос с 500 тысяч жителей в 1947 году до 21 миллиона сегодня. Хотя в настоящее время на долю этого мегаполиса приходится три четверти ВВП страны, он занимает одно из первых мест в списке самых опасных городов мира. Ряд других нестабильных городов — в том числе Дакка, Киншаса и Лагос — сегодня стали в 40 раз крупнее, чем в 1950-х годах, но при этом остались такими же опасными.
Демографы также выяснили, что существует непосредственная связь между концентрацией молодых людей и уровнем преступности. Во многих крупных бедных городах существует многочисленное молодое население. В некоторых из наиболее нестабильных городов 75% населения — это молодые люди в возрасте до 30 лет. Средний возраст городских жителей в Бамако, Кабуле, Кампале и Могадишо составляет примерно 16 лет. В противовес этим городам средний возраст жителей Берлина, Рима и Вены — 45 лет.
Однако нестабильность городов обуславливается не только молодостью, но и конкретными характеристиками их молодого населения. Молодые мужчины без работы и образования гораздо чаще становятся убийцами или жертвами убийц. По данным эпидемиологов, между этими двумя группами существует определенная взаимосвязь. Верно также и обратное: присутствие хорошо образованных и работающих молодых людей — так называемого креативного класса — в конкретном районе приносит массу положительных дивидендов, в том числе общественную безопасность.
Городской ренессанс
Хорошие новости заключаются в том, что нестабильность городов — величина непостоянная: со временем ситуацию можно изменить, если вложить достаточное количество средств. Возьмем, к примеру, Рио-де-Жанейро, некогда хрестоматийный пример города на грани. Насилие со стороны полиции и преступных группировок 1990-х и 2000-х годов превратилось в легенду, а жители густонаселенных бедных кварталов, называемых фавелами, успели привыкнуть к взрывам и звукам стрельбы.
Но с 2009 года Рио-де-Жанейро переживает удивительную трансформацию. Уровень убийств резко упал: с 2009 по 2012 год он снизился на 65%. В город стали возвращаться инвестиции. Туда также вернулись его жители и туристы. Хотя проблемы до сих пор сохраняются и уровень преступности остается неприемлемо высоким, этот город восстанавливается — благодаря новому подходу его лидеров и социальным инвестициям.
Рио-де-Жанейро — далеко не единственный мегаполис, вставший на путь возрождения. Соседний с ним Сан-Паулу тоже преобразился из одного из самых опасных городов Бразилии в один из самых безопасных мегаполисов: с 2000 по 2010 год уровень преступности там упал на 70%. Другими наглядными примерами успешных преобразований стали Сьюдад-Хуарес в Мексике, Медельин в Колумбии и даже Нью-Йорк: за последние несколько десятилетий во всех этих мегаполисах уровень преступности в значительной степени снизился.
И таких примеров много. Даже те мегаполисы, которые демонстрируют признаки чрезвычайной нестабильности — такие как Йоханнесбург, Кингстон, Лагос, Найроби и Сан-Сальвадор — достигли значительных успехов. И такие истории стремительных перемен в лучшую сторону, особенно в Северной и Южной Америке, свидетельствую о том, что определенная комбинация мер может помочь справиться с нестабильностью, если политики всерьез намерены довести начатое до конца.
Первый шаг — это усовершенствование системы коммуникаций. Мэры некоторых мегаполисов начали открытый диалог с представителями уязвимых слоев населения по вопросам деятельности преступных группировок и факторов роста уровня преступности, таких как неравенство доходов, недоступность государственных услуг, слабая и коррумпированная полиция и институты правосудия. Такого рода честный диалог необходим для определения общих приоритетов и максимально эффективного использования ограниченных ресурсов. Мэр Боготы Энрике Пеньялоса (Enrique Peñalosa), мэр Кали Родриго Герреро (Rodrigo Guerrero) и мэр Лос-Анджелеса Антонио Вилларайгоза (Antonio Villaraigosa) доказали, что радикальные изменения в подходе к решению проблем возможны.
Другое решение заключается в том, чтобы начать диалог между нестабильными мегаполисами и более богатыми и безопасными городами, чтобы они могли обменяться своим опытом. В 1950-х годах многие североамериканские города стали побратимами разрушенных войной европейских городов, чтобы помочь тем восстановиться. В рамках более современных инициатив города США устанавливали тесные связи с африканскими городами, австралийские мегаполисы — с островами южной части Тихого океана, а канадские — с латиноамериканскими городами. Крупные фонды также принимают участие в этой работе, вкладывая средства в инициативы, позволяющие лидерам муниципалитетов по всему миру обмениваться идеями (фонд New Cities Foundation и движение United Cities and Local Governments) и бороться с серьезными международными проблемами (фонд Global Parliament of Mayors).
Другой вариант действий заключается в том, чтобы прогнозировать и, где это возможно, предотвращать насилие. Патрулирование горячих точек оказывает положительное влияние на весь район, а также на прилегающие к нему территории. Однако разработка эффективного подхода предполагает инвестиции в системы мгновенного сбора и обмена информацией и специализированные правоохранительные органы. Она также требует внедрения новых технологий, таких как автоматизированные системы управления полицией и инструменты ведения наблюдения, которые уже были внедрены в США — такие как Compstat и Domain Awareness Systems. Учитывая то, что подобные подходы во многом основываются на системах ведения наблюдения, в том числе на смарт-камерах и считывателях номерных знаков, возникли вполне обоснованные опасения, касающиеся защиты частной жизни. Однако эти опасения уравновешиваются теми преимуществами, которые новые технологии — в том числе прогнозная аналитика, дистанционный сбор данных и нательные видеокамеры — дают правоохранительным органам.
Укрепление городов требует внимания не только по отношению к определенным районам, но и по отношению к определенным категориям населения. Молодые безработные мужчины с криминальным прошлым с гораздо большей вероятностью нарушат закон, чем другие жители мегаполисов. По статистике в крупных городах до 75% убийств совершаются всего 0,5% их жителей. Однако вместо того, чтобы сажать этих молодых людей за решетку и ставить на них клеймо, муниципальные чиновники должны их поддержать. Свою эффективность уже доказали такие методы, как содействие в решении конфликтов между противоборствующими преступными группировками, специализированное образование и оздоровительные проекты для подростков, находящихся в группе риска, а также консультирование и помощь в уходе за детьми для одиноких родителей.
Наиболее перспективная и эффективная стратегия для укрепления нестабильных городов включает в себя целенаправленные инвестиции в проекты по развитию социальной сплоченности и мобильности. Проектировщики городов и частные инвесторы должны стараться препятствовать сегрегации и социальной изоляции и настаивать на том, чтобы общественное благо стояло выше частных интересов. Инвестиции в надежный общественный транспорт, инклюзивное общественное пространство и социальную политику в интересах бедных слоев населения (к примеру, обусловленные денежные трансферты) могут в будущем в значительной степени повысить уровень безопасности.
Существует множество примеров того, как снизить уровень преступности, но Медельин стал наиболее убедительным образцом того, как это можно сделать эффективнее всего. В 1990-е годы Медельин был мировой столицей убийств. Однако его мэры, начиная с Серхио Фахардо (Sergio Fajardo), коренным образом изменили ситуацию, сосредоточившись на наиболее бедных и опасных районах. Они соединили городские трущобы с районами, где проживали представители среднего класса, при помощи трамвайных линий, автобусных маршрутов и первоклассной инфраструктуры. К 2011 году число убийств снизилось на 80%, а в 2012 году Медельин завоевал звание города года (опередив Нью-Йорк и Тель-Авив) на ежегодном конкурсе, который проводят американский банк Citi и The Wall Street Journal.
Есть масса доказательств того, что новые технологии могут сыграть решающую роль в восстановлении нестабильных мегаполисов. Интернет и информационные технологии уже стремительно сокращают цифровой разрыв между и внутри мегаполисов. К числу новых «умных» городов, которые начали извлекать пользу из этих инструментов, можно отнести Кигамбони (административный район столицы Дар-эс-Салам) в Танзании, Тату и Козо-Тек в Кении, а также Хоуп и Эко в Гане. А премьер-министр Индии Наренда Моди (Narendra Modi) недавно объявил о планах по созданию 100 «умных» городов в течение следующих 20 лет — эти города должны будут пополнить список технологических центров, таких как Ахмедабад, Аурангабад, Кхушкера, Кочи, Манесар, Поннери и Тумкур. Инвестиции в современные и экологически чистые технологии способствуют развитию, обеспечивая крупные города новыми талантами и превращая их в центры инноваций и развития.
Чтобы восстановить нестабильные мегаполисы, государственные чиновники, бизнесмены и гражданские группы должны будут справиться с проблемами, возникающими в связи со стремительной урбанизацией, и распознать и воспользоваться теми преимуществами, которые она предлагает. Для этого необходимо начать честную дискуссию о том, какие подходы работают, а какие — нет, и поделиться своими знаниями с другими городами мира. Успешные мэры городов в развивающихся странах смогут воспользоваться теми уроками, которые извлекли другие города по всему миру, чтобы решить проблемы местного уровня. И наиболее активные из них уже этим занимаются.