«Как только завоют сирены, нужно немедленно прятаться в укрытие. В отеле вам покажут, где оно», — говорит Влад, военнослужащий армянской армии на брифинге, который провели для нас по приезду в Степанакерт, столицу Нагорного Карабаха. Девять часов вечера. Мы ужасно устали после двухдневного пути из Праги, но приятно удивлены, что тут открыт хоть один отель. Мы думали, что придется спать в подвале или убежище.
Город погружен во тьму. Уличное освещение выключено. Окна затемнены. Половина постояльцев отеля — военные. Руководство гостиницы разместило их тут, тем самым поддержав местную армию в борьбе с Азербайджаном, за которым стоит Турция. Портье просит паспорта, информирует нас о завтраке, но о бункере — ни слова. Остается только спросить самим. Мужчину рассмешило наше беспокойство. Да, маски там никто не носит, и настоящая проблема там не коронавирус, а война. Мужчина продолжает: «Если будет налет дрона, обстрел или бомбардировка, прячьтесь под кровать. Теперь уже мы удивленно улыбаемся. Но портье с серьезным выражением лица продолжает: «Как правило, нападения на город случаются с двух до трех ночи. Да, главное — закройте шторы».
Мы проходим в номер. Из Праги мы ехали два дня, и хочется выспаться. Но в 00.10 в городе послышались первые ревущие взрывы. Через несколько минут раздаются сирены. Что делать? Мы беспомощно переглянулись. Лезть под кровать? Да это глупость. Если они попадут по гостинице, кровать не поможет. Мы на первом этаже одноэтажной постройки. Мы быстро переодеваемся в брюки, сбросив пижаму. Если что, придется бежать на улицу. Одевшись, мы легли на кровать и стали ждать. Спать расхотелось совсем.
В половину третьего вдали опять послышались взрывы. Завтра утром рано вставать, поэтому мы приняли снотворное и понадеялись, что обстрелы близ гостиницы нас разбудят.
Идея поехать в Нагорный Карабах родилась у нас в воскресенье утром, когда пришла новость о том, что Азербайджан перешел в наступление на Карабах и обстреливает столицу. Через несколько часов Армения ввела военное положение и объявила мобилизацию. Однако добраться до Армении в период, когда из-за коронавирусной пандемии введено множество ограничений, непросто. Поисковик авиабилетов показывает массу вариантов, но, кликнув на страницу той или иной авиакомпании, узнаешь, что «рейсы отменены из-за коронавируса». Единственную возможность добраться из Праги в Ереван дают белорусские авиалинии «Белавия» (с пересадкой в Минске). Белорусский диктатор Лукашенко заявил еще весной, что коронавирус не опасен, и на жизнь всей страны в большей степени сейчас влияют демонстрации, чем пандемия. Поэтому белорусские авиалинии остаются единственным надежным работающим перевозчиком. Парадокс современности. В понедельник, когда вся Чехия отмечала государственный праздник, мы провели на телефоне, организовывая поездку в Армению и искали контакты. В тот же день мы купили билеты, а во вторник уже сидели в полном самолете, вылетающем в Минск. К нашему удивлению, в местном аэропорту царила нормальная «докоронавирусная» атмосфера: люди без масок, в том числе сотрудники аэропорта, официанты и охранники… В Белоруссии коронавируса просто нет.
В Ереван мы прилетели в три утра по местном времени. Еще в Минске нам удалось связаться с сотрудницей Министерства иностранных дел Армении, которая занимается общением с журналистами. Первым препятствием, мешающим добраться до зоны боевых действий, стал опять-таки коронавирус. Вместе с другими иностранными журналистами, направляющимися в Карабах, нам пришлось сдать тест. Но провели его нам за минуту. В аэропорту Армении стояла неотложка, где нас ожидали двое медработников. Результаты теста обещали через 6 — 7 часов. Остается только надеяться, что они будут отрицательными, а иначе нас ждет дорогостоящий карантин.
Под утро мы наконец-то добрались до ереванского отеля и поспали несколько часов. Потом был немного странный завтрак: из-за коронавируса ресторан не работает, и поэтому нам принесли макароны с брокколи и мед. Затем мы отправились в Министерство иностранных дел, откуда отходил микроавтобус с несколькими журналистами, местными и зарубежными, в Нагорный Карабах. Мы получили удостоверения журналистов и результаты тестов: вирус не обнаружен. Наш путь лежал по южному шоссе. Главная дорога в Карабах через Варденис — под обстрелами. Через семь часов в пути по красивейшим местам (за окном проносились горные хребты, пронзенные лазурной гладью рек и озер) мы наконец-то доехали до центра Нагорного Карабаха Степанакерта. И снова административные формальности, очередная регистрация в качестве журналистов. На местном Министерстве иностранных дел сияет надпись «Welcome to Arcach! Tourist information center». Арцах — армянское название Нагорного Карабаха, который населяют в основном армяне, но относится регион к Азербайджану. Поэтому вокруг него ведется давняя конфронтация. И неудивительно, ведь это прекрасный уголок мира, который мог бы привлечь тысячи туристов.
Однако единственные, кто сейчас может наслаждаться местными горами, это журналисты. А у них сейчас другие заботы…
Продолжение следует