Frankfurter Allgemeine Zeitung (Германия): надежда Москвы в сфере информационных технологий

Аркадий Волож руководит Яндексом, крупнейшим российским концерном в сфере информационных технологий. С некоторых пор он интересуется рынком беспилотных автомобилей. Но на домашнем рынке у него неожиданно появился потенциальный конкурент — и это банк

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Специалисты в сфере компьютерных технологий очень важны для России. Российские айтишники ценятся в Европе и США, и многие спешат туда перебраться. Но теперь у страны появились и собственные IT-компании высокого уровня. Главная из них — Яндекс, но у него есть и могущественный конкурент.

На юго-западе Москвы недавно появились необычные автомобили: на крышах у них установлены большие ящики с торчащими в разные стороны насадками, напоминающими сирены. На дверях этих машин написано: «Беспилотный автомобиль». И название концерна, которому они принадлежат: Яндекс.

Яндекс — крупнейший IT-концерн России. Изначально это был поисковик, успешно конкурирующий на местном рынке с Google. Но теперь Яндекс — это нечто большее: он стал частью повседневной жизни россиян. У него есть собственный навигатор и приложение, информирующее пользователей обо всем, что связано с транспортом, а также службы такси, каршеринга и доставки еды — на улицах буквально на каждом углу можно увидеть курьеров в фирменных желтых куртках и с желтыми термосумками. А теперь Яндекс предлагает и беспилотные автомобили. Сейчас их тестируют в Москве, Тель-Авиве и американском штате Мичиган.

С их помощью глава Яндекса Аркадий Волож намерен пробиться на международный рынок. 56-летний предприниматель возглавляет концерн с 1990-х годов. Первую версию поисковика, название которого по-английски — Yandex — расшифровывается как yet another indexer («еще один индексатор»), он придумал вместе со школьным товарищем Ильей Сегаловичем, который в 2013 году умер от рака.

Волож и Сегалович выросли в Казахстане, который тогда еще был частью Советского Союза. Оба успешно участвовали в математических олимпиадах, а в начале 1980-х годов переехали в Москву на учебу. В 1997 году появился Яндекс, в том же году начал свой победоносный марш по виртуальному миру и Google. Сегалович как-то рассказал, что в 2003 году основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж приезжали в Москву с целью покупки Яндекса, но они с Воложем отказались его продавать.

Воложу не нравится, когда Яндекс называют «российским Гуглом» — он предпочитает называть свой концерн «российской Кремниевой долиной», поскольку Яндекс причастен практически ко всем сферам человеческой жизни, превратившись, по сути, в экосистему и охватывая как онлайн-, так и офлайн-рынки.

В отличие от Сегаловича, который активно участвовал во всевозможных публичных дебатах и в общественной жизни, Волож предпочитает оставаться в тени. О его личной жизни известно не слишком много: он женат, у него трое детей. Он имеет гражданство Мальты, которое приобрел за инвестиции в экономику этой страны. В настоящий момент Волож занимает 76-е место в российском «списке Форбс» с личным состоянием в размере 1,2 миллиарда долларов. По этому показателю он немного отстает от олигархов, связанных с нефтяной и газовой отраслью.

В то же время у Воложа есть и кое-какие преимущества: он сумел самостоятельно создать успешный продукт, который превратился в символ небольшой, но перспективной российской экономики за пределами огромного государственного сектора. А еще ему удалось, несмотря на постоянные попытки вмешательства со стороны государства, от которых страдают многие компании, чьи акции торгуются на Нью-Йоркской и Московской биржах, найти приемлемое решение этой проблемы. Согласно официальной версии, Кремлю важно защитить данные российских пользователей от вмешательства иностранных инвесторов. В прошлом году обе стороны договорились об изменении структуры руководства концерна, в связи с чем у государства появятся дополнительные возможности в этой области.

Насколько долго продержится эта модель, пока не понятно. Но для Воложа эту договоренность можно назвать успехом — ведь все могло закончиться намного хуже, и при определенных условиях Яндексу грозила бы потеря сотрудников, многие из которых критически настроены по отношению к Кремлю. IT-специалисты очень важны для России, ведь многие из них стремятся перебраться в Европу или в Кремниевую долину.

Волож частично расплачивается с руководящим персоналом Яндекса акциями. Все остальные сотрудники также получают премии за хорошую работу ценными бумагами. При этом Волож, в отличие от руководителей других российских IT-концернов, стремится придать своей компании урбанистический, современный и немного небрежный вид: в окрестностях головного офиса Яндекса, расположенного в самом центре Москвы, возник целый квартал с множеством баров и кафе. Работать в Яндексе — престижно и круто. А вскоре завершатся работы по строительству новой, намного более крупной и современной штаб-квартиры концерна с террасой на крыше и бассейном, посещать который в определенное время смогут не только сотрудники, но и обычные граждане.

Несмотря на не слишком хорошие показатели этой весны, связанные с продлившимся несколько недель локдауном (особенно пострадали такие направления Яндекса, как реклама и такси), Волож намерен уже в скором времени серьезно расширить концерн. Недавно было объявлено о переговорах Яндекса с руководством успешного российского онлайн-банка «Тинькофф» о покупке последнего за 5,5 миллиарда долларов. Если эта сделка действительно состоится, Яндекс, помимо прочего, превратится еще и в банк. Тогда он сможет обеспечивать все финансовые операции своих клиентов и даже давать им по мере необходимости кредиты на онлайн-покупки.

До весны этого года у Яндекса был другой финансовый партнер — Сбербанк, крупнейший российский банк с государственным участием. Как говорил глава Сбербанка Герман Греф, совместное предприятие должно было превратиться в «российский Amazon». Однако когда стало понятно, что в других отраслях две компании все больше и больше конкурируют, было принято решение о разделении активов. Сбербанк недавно помпезно представил результаты собственного ребрендинга, превратившись в Сбер. Это должно подчеркивать, что теперь Сбер — «больше, чем просто банк». Он тоже целая цифровая экосистема: на сайте клиенты могут не только получить информацию о финансовых услугах, но и купить бургер с картошкой фри.

Ребрендинг традиционного банка стал вызовом в адрес Яндекса, подобно тому, как переговоры последнего с банком «Тинькофф» стали вызовом в адрес Сбера. О них стало известно как раз после его ребрендинга. Кто победит в этой борьбе, пока совершенно не понятно.

Обсудить
Рекомендуем