Владимир Зеленский может похвастаться успешным для себя саммитом ЕС-Украина. По итогам саммита Европа пообещала президенту новые кредиты. А речи об отмене безвиза, о чем много говорилось накануне, не было.
В тоже время, Украина взяла на себя обязательство провести судебную реформу, которая ставит процесс отбора судей под контроль Запада. Еще одна болезненная тема в отношениях Украины с ЕС и США — стремление Запада сохранить контроль над антикоррупционной вертикалью Национальное антикоррупционное бюро Украины — Специализированная антикоррупционная прокуратура — Высший антикоррупционный суд. В то время как украинские власти постепенно пытаются поменять там руководителей, убрав ориентированного на американцев главу НАБУ Артема Сытника.
Напрямую в итоговых документах и заявлениях эта тема не звучала, но судя по всему, ее все-таки затронули, и Зеленскому вновь дали понять, чтобы он не пытался оспаривать контроль Запада над антикоррупционными структурами.
Что из этого получится разбиралась «Страна».
Безвиз остается
Накануне саммита атмосфера в отношениях Европы и Украины была весьма напряженной. Копья ломались вокруг ситуации с НАБУ и САП. Как писала «Страна», Конституционный суд признал назначение нынешнего руководителя НАБУ Артема Сытника, как и ряд положений закона о бюро, неконституционными. Антикоррупционное лобби — в том числе грантовики во главе с Виталием Шабуниным — посчитали это попыткой сместить Сытника и атакой на антикоррупционные структуры вообще.
Также им не понравился состав комиссии по отбору нового руководителя САП, за которую проголосовал парламент. Недовольство ею высказали и ряд депутатов парламента, которые напомнили, что создание антикоррупционных структур входило в условия предоставления Украине безвиза с ЕС. Одновременно отменой безвиза стали пугать и партии «Голос» и «Европейская солидарность» экс-президента Петра Порошенко.
Но в заявлении по итогам саммита были расставлены точки над «і»: безвизовый режим остается и после эпидемии снова заработает. В итоговой декларации данный пункт звучит так: «Мы приветствовали продолжение успешного введения безвизового режима для граждан Украины. Мы подчеркнули важность продолжения выполнения критериев либерализации визового режима и ускорения соответствующих реформ. Мы с нетерпением ожидаем возобновления нормальных возможностей передвижения для наших граждан, как только позволят эпидемиологические условия».
То есть тема с антикоррупционными структурами «зашита» в довольно обтекаемую фразу «продолжение выполнения критериев либерализации визового режима и ускорения соответствующих реформ». Тем не менее, ее с Зеленским обсуждали. Президент Совета Европы Шарль Мишель сказал, что для эффективной борьбы с коррупцией «очень важна независимая антикоррупционная структура». «Мы действительно обсудили с президентом Зеленским то, что принял Конституционный суд (вероятно имеется в виду решение по главе НАБУ — прим. ред.) и парламентские дебаты (судя по всему речь идет о голосовании за комиссию по отбору главы САП — прим. ред.). Мы имели возможность прозрачно обменяться деталями ситуации».
Зеленский, однако, публично ничего конкретного по этому поводу не сказал. На брифинге его спросили о смене руководства НАБУ. Президент ответил, что журналист ошибся. «Ни я, ни кто-то другой не меняет руководство НАБУ. Я думаю, вы ошиблись. Вы хотели сказать, наверное, о САП. Глава САП сам уволился, потом была организована независимая комиссия», — сказал Зеленский и добавил, что 6 октября комиссия провела первое заседание. «Генеральный прокурор его проводила. Были представители наших международных партнеров. И я думаю, что в ближайшие месяцы будет избран независимый антикоррупционный прокурор», — заявил президент.
Что касается судебной реформы, то тут Зеленский был более конкретен. Он заверил, что Рада примет законопроект № 3711 «О внесении изменений в закон О судоустройстве и статус судей и некоторых законов Украины относительно деятельности Верховной суда и органов судейского управления». Как уже писала «Страна» по этому закону к отбору судей должны быть допущены иностранцы. А его принятие является условием предоставления кредита МВФ.
Виталий Шабунин однако, считает, что Зеленский пообещал европейцам не трогать антикоррупционные структуры, а потому и тему отмены безвиза никто не поднимал. Но, по мнению Шабунина, президент свои обещания выполнять не будет.
«Не повлияло (на отмену безвиза — прим. ред.) только потому, что Зеленский пообещал кучу всего сделать. Как по мне — кинет ЕС и тогда вернемся к этому разговору. Надеюсь, что я ошибаюсь. Но уже в ближайшие недели по конкурсу САП увидим», — написал Шабунин в комментариях к одному их постов в фейсбуке на тему итогов саммита.
Как по итогу будут развиваться события действительно можно увидеть по результатам конкурса по главе САП. Станет ли во главе него подконтрольная Западу фигура или же украинские власти не будут в этом вопросе поддаваться давлению США и ЕС.
Ловушка Евросоюза
Традиционно в общих документах ЕС и Украины присутствует осуждение России за Крым и Донбасс и приверженность санкциям против Москвы. В итоговом заявлении этого саммита данной теме тоже уделяется много внимания. Новый тезис здесь — неприятие предоставления российского гражданства жителям неподконтрольных Киеву районов Донбасса по упрощенной процедуре.
Еще новостью с мероприятия стало принципиальное согласие ЕС на обновление соглашения об ассоциации с Украиной. Сферы для этого выбраны следующие: цифровой рынок, защита окружающей среды, борьба с изменениями климата, согласно политике Green Deal — программа Европейской комиссии по переходу к климатически-нейтральной Европе до 2050 года, а также финансовое сотрудничество.
Так ли это необходимо для Украины — вопрос, так как этот перечень не включает в себя самые важные для нашей страны проблемные вопросы. Главный из которых — мизерные квоты на беспошлинный экспорт товаров в ЕС при практически полной открытости украинского рынка.
Экономист Алексей Кущ говорит, что наша экономика больше нуждается в инструментах защиты внутреннего рынка. «Было бы лучше для Украины иметь возможность вводить более высокие пошлины для европейских товаров, аналоги которых производятся и у нас. Это было бы хорошей защитой для внутреннего рынка. Вместо этого нам предложили поработать над направлениями, которые имеют мало экономического смысла для нас — в отличие от Европы. Более того, в „зеленых‟ инициативах может таиться ловушка для Украины. Европейцы хотят экологические последствия собственного экономического развития компенсировать за счет деиндустриализации развивающихся стран вроде Украины. За наш счет сбалансировать выбросы собственной промышленности в атмосферу», — комментирует эксперт Кущ «Стране».
Евросоюз также пообещал заключить с Киевом соглашение об общем авиационном пространстве, более известное под названием «Открытое небо». Это должно запустить на украинский авиарынок лоукостеры с их дешевыми рейсами в Европу. По словам Зеленского, срок подписания — в начале следующего года. Впрочем, процедура уже не раз переносилась и нет 100-процентной гарантии, что в этот раз все получится. Да и пока в любом случае это не очень актуально, так как авиаперевозки между Украиной и ЕС резко сократились из-за закрытых на время эпидемии коронавируса границ Европы.
Более насущная задача для офиса президента представить данный саммит как «победу» Зеленского в глазах проевропейской части общества и отбить обвинения со стороны оппонентов в угрозе отмены безвиза и сворачивании с курса на евроинтеграцию. И итоги мероприятия в общем-то дают такую возможность. «Критику той же „Евросолидарности‟ о предательстве евроинтеграции теперь Зе сможет парировать», — полагает политолог Вадим Карасев.
Но это максимум, что может выжать Зеленский из саммита. Так как никаких прорывов там не произошло. «У Зеленского явно хотели больше от первого для него такого саммита: чтобы европейцы пусть даже пунктирно наметили путь хотя бы до кандидата в члены ЕС. Но те обходили эту тему, используя привычную риторику об общих ценностях и устремлениях. В этом плане ничего не меняется», — говорит политолог Алексей Якубин.