Учения «Кавказ-2020», которые Россия провела 20-26 сентября этого года, стали проверкой возможностей ее вооруженных сил в регионе Черного моря. Потенциальные угрозы, связанные с отрабатываемыми сценариями, касаются в том числе сферы энергетической безопасности.
Российская проверка готовности
Отрабатывавшиеся в рамках самих учений «Кавказ», а также проводившихся параллельно с ними мероприятий (в частности, проверок боевой готовности) сценарии включали в себя ряд различных операций в том числе антитеррористического и блокирующего характера с привлечением воздушного и морского десанта, подводных и надводных кораблей. В маневрах задействовали в первую очередь силы Южного военного округа ВС РФ, а также, в меньшей степени, подразделения других военных округов и военнослужащих из стран-партнеров (Армения, Белоруссия, Китай).
Учения в очередной раз вызвали обеспокоенность Украины, в связи с чем украинская сторона в то же время провела собственные («Объединенные усилия-2020»). Что важно, в них приняли активное участие представители НАТО: США, Польши, Великобритании, Литвы и нескольких других стран. Самым заметным и ярким медийным эпизодом стало появление в украинском небе, в том числе непосредственно у границы с оккупированным Крымом, американских бомбардировщиков Б-52, а также большого количества самолетов-разведчиков (в первую очередь над Черным морем).
Как подчеркивает украинская сторона, учения «Кавказ-2020» вызвали у нее тревогу из-за их масштаба. В них приняли участие в целом 80 тысяч военных, которые тренировались на разных полигонах. Официально они занимались этим в рамках разных учений, чтобы не возникла необходимость приглашать иностранных наблюдателей. Международные обязательства требуют привлекать их, если в учениях задействовано более 12 900 человек. Россияне отрабатывали действия крупных группировок войск, что можно счесть подготовкой к масштабным наступательным операциям.
Черное море: свобода судоходства под вопросом
Особенно важный для украинской стороны вопрос — это свобода судоходства в Черном море. На существование проблемы указывает, в частности, инцидент, произошедший в конце ноября 2018 года в Керченском проливе. Тогда Россия задержала два украинских артиллерийских катера и буксир, которые направлялись из Одессы в находящийся на Азовском море Бердянск, и арестовала членов их экипажей. Обстановка остается неспокойной, поэтому украинцы продолжают заниматься созданием в Бердянске военно-морской базы, а очередные катера перебрасывают туда по суше (их небольшой размер позволяет это делать).
Как известно, военно-морской флот Украины лишился большей части кораблей после аннексии Крыма в 2014 году. С тех пор ей удалось получить от США два патрульных катера класса «Айленд», а также подписать контракт на поставку дополнительных катеров того же типа и патрульных катеров «Марк VI». Также говорится о возможности закупки в Великобритании катеров, оснащенных противокорабельными ракетами. Одновременно Украина заканчивает разработку собственных противокорабельных комплексов с крылатыми ракетами «Нептун». Их планируется в ближайшее время запустить в производство и принять на вооружение в 2021 году.
Несмотря на все эти шаги в настоящее время Киев не может собственными силами обеспечить безопасность судоходства в Черном море. Эта проблема дала о себе знать в 2018 году, когда произошел инцидент в Керченском проливе, но касается она не только Мариуполя, лежащего на берегу Азовского моря (через этот порт идет значительная часть экспорта украинской стали), но и Одессы — крупнейшего украинского порта на Черном море.
Если Россия решит заблокировать или даже начать препятствовать судоходству в Черном море (такие сценарии отрабатывались на учениях «Кавказ-2020»), это будет представлять угрозу для украинского экспорта и импорта, а также перечеркнет планы по диверсификации источников поставок газа. Именно в Одесской области планируется создать СПГ-терминал, который призван стать одним из инструментов стратегии по обретению независимости от российского сырья (сейчас поставки сжиженного газа осуществляются через польский газопорт в Свиноуйсьце). Тема создания СПГ-терминала, позволяющего закупать сжиженный газ, приобретет особое значение, если Россия запустит «Северный поток — 2», так что проблема обеспечения безопасности судоходства в Черном море останется и в дальнейшем актуальной.