Это посвященное монгольской империи мероприятие пришлось отменить после вмешательства Пекина. Оно все же состоится в другом виде в 2024 году.
Выставка готовилась совместно с Музеем Внутренней Монголии Хух-Хото (Китай), который располагает богатым археологическим, художественным и картографическим фондом на эту тематику. Ее целью было пролить свет на жизнь одного из величайших завоевателей, который родился в 1160 году и скончался в 1227 году, основав к тому моменту целую империю. В Нант должно было прибыть 225 ранее невиданных во Франции экспонатов, в том числе имперские печати и золотые изделия XIII-XIV веков.
Изначально проведение было запланировано на октябрь 2020 года (похожее мероприятие прошло в Военном музее нидерландского Сустерберга в 2017 году), но его перенесли из-за вызванных covid-19 санитарных ограничений. К тому же, выставка все же не состоится в изначально запланированном виде из-за «цензуры китайских центральных властей», — говорит директор Исторического музея Бертран Гийе (Bertrand Guillet).
По его словам, вмешательство Пекина с целью изменить наполнение выставки отражает «ужесточение позиции китайского правительства по отношению к монгольскому меньшинству». Расположенный на севере Китая автономный регион Внутренняя Монголия населяют 4,2 миллиона монголов, на которых приходится 17% местных жителей. В сентябре там прошли акции протеста против стремления Пекина установить китайский язык в качестве обязательного языка занятий в школах.
Контроль
Как рассказывает Бертран Гийе, сначала китайские власти требовали убрать определенные слова, в частности «Чингисхан», «империя» и «монгол». Название сменили более туманной фразой: «Сын неба и степей». «Мы пытались схитрить с помощью такой поэтической формулировки, сохранив имя Чингисхан в подзаголовке», — объясняет директор.
Китай наложил на это вето, а затем потребовал право контролировать все представленные документы: карты, записи, каталог. Как отмечает директор, Национальное управление культурного наследия Китая представило новый обзор «с новыми ревизионистскими элементами, которые призваны полностью стереть монгольскую историю и культуру в угоду новой национальной риторике». Монголия стала «северной степью Китая».
Тогда Бертран Гийе решил остановить проект «во имя человеческих, научных и деонтологических ценностей» музея. «Для нас дело чести представлять здесь, в замке, где был подписан Нантский эдикт, выставки против дискриминации и в защиту прав человека, — отмечает он. — Целью этой выставки было показать ценность монгольской культуры в противовес тому, что Китай хочет написать в своей истории». В посольстве Китая отказались давать комментарии «Монд».
Никаких компромиссов
Специалист по монгольской культуре Мари-Доминик Эвен считает, что позиция Пекина отражает текущую политику, которая заключается в том, чтобы «перемолоть все в жерновах китайского национализма». Как ранее Тибет и Синьцзян, «автономная только в теории Внутренняя Монголия на самом деле находится под жестким контролем центральной власти, которая собирается утвердить там свой язык и религию, принадлежащие народу хань. Поэтому для нее неприемлемо то, что выставка не вяжется с национальной риторикой». По словам историка, с прихода к власти Си Цзиньпина в 2013 году китайский национализм достиг «почти бредового уровня» за последние годы.
Как бы то ни было, французский музей не забросил проект. Бертран Гийе намеревается активизировать сотрудничество с европейскими и американскими музеями, чтобы представить аудитории выставку в 2024 году. «У нас остаются экспонаты из других музеев, в частности Лувра, Гиме и Севра. Мы также собираемся обратиться к нью-йоркскому музею „Метрополитен", у которого имеется прекрасная коллекция монгольского искусства», — уточняет директор. Он не исключает сотрудничества с Китаем в будущем, но не собирается идти ни на какие компромиссы.