Президентство Трампа не было настолько выгодным для Кремля, насколько там надеялись. Однако либеральный интернационализм Байдена тоже не будет хорошей новостью для России.
Четыре года назад президент России Владимир Путин был призраком на электоральном пиршестве США. Кремль считал Дональда Трампа наглым, но достаточно нонконформистским и даже податливым, чтобы с ним можно было работать над пересмотром связей между странами. В 2020 году таких иллюзий уже не осталось. Каким бы ни был исход ноябрьских выборов, Москве выгоды он не принесет.
Спецслужбы США доказали — Кремль пытался склонить чашу избирательных весов на сторону Трампа с помощью кибератак и фейковых новостей, распространяемых через социальные сети. Однако горькая правда заключается в том, что президентство Трампа не принесло Москве тех выгод, на которые она рассчитывала. По словам Путина, Россия — это всего лишь наблюдатель, но она может вмешиваться и сейчас. В среду представители спецслужб США вновь заявили о том, что Россия и Иран получили регистрационные данные избирателей, которые можно использовать для передачи дезинформации.
Да, Трамп не стал осуждать отравление лидера российской оппозиции Алексея Навального или предполагаемую выплату вознаграждений бойцам Талибана (запрещена в РФ — прим. ред.) за нападения на американских солдат. Закрывая глаза на такие происшествия, Трамп оставляет России большое пространство для маневра в близлежащих странах, например, в Белоруссии, и на расстоянии от ее границ. Он также посеял международную рознь, ослабив многосторонние институты, которые могли бы вмешаться.
Как оказалось, хоть американский президент и заявлял о своем восхищении Путиным, разговоров оказалось недостаточно, чтобы безоговорочно помогать Кремлю.
Фактически, с момента окончания холодной войны отношения России и США еще ни разу не были настолько плохими, как сейчас. Во время президентства Трампа ввели систему санкций, обездвиживших российскую экономику. Вашингтон мешал России отстаивать свои энергетические интересы в Европе и, более того, пытался выйти из договоров по контролю за вооружениями, которые Москва хочет сохранить. 5 февраля 2021 года истекает срок подписанного в 2010 году договора СНВ-III, ограничивающего количество развернутых ядерных боеголовок, ракет и бомбардировщиков. Кремль предложил продлить действие договора еще на один год. Если этого не будет сделано, то два самых больших в мире ядерных арсенала впервые с 70-х годов не будут ничем ограничены.
Кандидат от демократов Джо Байден более последователен, но у него больше возможностей обуздать Россию, и для Кремля это настоящая головная боль. Да, он стремится поддержать идею контроля над вооружениями. Однако он совершенно не готов перезагружать отношения стран на взаимовыгодных условиях, как это безуспешно пытался сделать Барак Обама. В то время сам Байден был вице-президентом, кресло президента России занимал Дмитрий Медведев, а Путин исполнял обязанности премьер-министра.
Двухпартийные настроения в Конгрессе США и огромное количество невыполненных санкций в любом случае помешают разрядке напряжения. Найджел Гулд-Дейвис (Nigel Gould-Davies) из Международного института стратегических исследований подчеркивает, что попытки обратить вспять изоляционистскую политику Трампа не помогут, даже если восстановить союзнические отношения, в том числе в Европе. Текущая сложная и непредсказуемая ситуация больше подходит Москве. В России уже даже раздаются голоса, предлагающие перестать пытаться влиться в общий курс.
В результате, Путин проявил характерный реализм. Во время телевизионного интервью он четко обозначил, какие выгоды администрация Трампа принесла торговле и энергетике, но при этом отметил и ее недостаток — неспособность держать свое слово. Он подсчитал и расходы, — санкции вводили или расширяли 46 раз, по его словам. Затем он в нехарактерной для себя манере сказал, что готов искать общий язык с Байденом, в процессе затронул тему христианских ценностей и даже свое прошлое в коммунистической партии, о котором он редко упоминает. Все это — явное проявление реальной политики Кремля.
Возможно, лучшим для Москвы исходом выборов станет спорный результат, за которым последует долгое судебное разбирательство. Представители спецслужб США считают, что намеки Трампа на фальсификацию голосования играют на руку России, так как подрывают веру в демократические системы. Вполне вероятно, что Путин придет в восторг от такого вызова самой уважаемой демократии в мире. Это явно будет подтверждать его заявления о том, что либерализм устарел. Однако период междувластия вряд ли продлиться долго и, вероятнее всего, не принесет никаких выгод Москве.
В конце концов, какой исход наименее плох для России? Если не обращать внимания на санкции, то, может быть, лучше оставить все как есть. Как утверждает политический аналитик Татьяна Становая (Tatiana Stanovaya) из R. Politik, Россия рассматривает Трампа как азартную игру в казино, так что лучше продолжать играть, ведь можно однажды сорвать куш. Пусть на это и уйдет много времени.
Клара Феррейра Маркес — колумнист Bloomberg Opinion. Пишет о сырьевых, социальных и управленческих проблемах, а также о вопросах окружающей среды. Ранее она была помощником редактора в Reuters Breakingviews, а также редактором и корреспондентом Reuters в Сингапуре, Индии, Великобритании, Италии и России.