Как министерство обороны США указало в ежегодном докладе за 2020 год по поводу развития китайской армии и сферы безопасности, оно опасается наращивания Китаем мощи подводных лодок. И вот появилась очередная неприятная для министерства обороны и ВМС США информация.
Анализ спутниковых фотографий, предоставленных частной компанией, показали, что завершилось крупномасштабное расширение верфи «Бохай», которая находится в Хулудао, провинция Ляонин.
На этой верфи производятся атомные подводные лодки. Усиливаются опасения, что благодаря расширению завода постепенно возрастет скорость постройки атомных субмарин.
Китайские подлодки будут поджидать и атаковать американский флот
Что станет самым страшным препятствием для ВМС США при приближении к Китаю из западной части Тихого океана через Восточно-Китайское или Южно-Китайское моря, если им понадобиться отрезать китайские войска или произойдут столкновения?
Как я частенько отмечаю в этой колонке, это — китайские ракеты дальнего радиуса действия, предназначенные для сдерживания наступающих войск. Аналогичную опасность также представляют подлодки ВМС Китая, которые является сильным противником.
У ВМС КНР есть атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, атомные ударные подводные лодки, а также дизель-электрические подлодки.
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами предназначены для нанесения ответного удара в случае ядерной атаки со стороны США, а не для того, чтобы противостоять ВМС США, которые будут приближаться к Китаю.
Опасность для американских военно-морских сил, которые будут участвовать в антикитайской операции, представляют атомные ударные подводные лодки и дизель-электрические подлодки, которые смогут из-под воды наносить удары по американским судам.
Ударные субмарины, оснащенные крылатыми ракетами, могут атаковать не только корабли, но и наземные объекты, например, базу Апра-Харбор на Гуаме, базу Йокосука и базу Сасэбо.
ВМС Китая используют шесть ударных подводных лодок (Тип 09III), которые могут направиться в западную часть Тихого океана и встретить там подразделения ВМС США. А в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а в некоторых случаях даже в западной части Тихого океана, эксплуатируется не менее 48 дизель-электрических субмарин (039C, 039A, 039 и ввезенные из России подлодки класса Кило) для организации засад и нападений на американские корабли.
Подводная мощь ВМС США
Между тем у США нет дизель-электрических субмарин — только атомные подводные лодки с баллистическими ракетами и атомные ударные подводные лодки. Последним предстоит противостоять китайским подлодкам (как с ударными, так и с дизель-электрическими). Между тем подводных лодок типа «Лос-Анджелес», которые начинают устаревать, у США 28; подводных лодок типа «Сивулф», которые считаются самыми сильными в истории (но слишком дорогими, поэтому их сняли с производства), — три; новейших подводных лодок типа «Вирджиния» — 19. Всего — 50 субмарин.
Между тем, в соответствии с текущей американской военной стратегией, основными условными противниками являются Китай и Россия. Иран также считается второстепенным условным противником, поэтому Вашингтон не может сосредоточить все свои подводные лодки на китайском направлении: западной части Тихого океана, а также Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.
Дело в том, что ВМС США необходимо противостоять возрождающимся ВМС России и сдерживать Иран, а также другие антиамериканские силы, поэтому подлодки должны патрулировать Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океан.
Из 50 американских ударных субмарин 24 в настоящее время базируются на побережье Тихого океана (Перл-Харбор на Гавайях, Апра-Харбор на Гуаме, Бремертон в штате Вашингтон и Сан-Диего в Калифорнии): 17 типа «Лос-Анджелес», три типа «Сивулф» и четыре типа «Вирджиния».
Эти 24 единицы необходимо распределить так, чтобы они сдерживали ВМС КНР в районе от западной части Тихого океана до Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, охраняли авианесущие группы (одну авианосную ударную группу обычно сопровождает одна — две подлодки) и патрулировали район от северной части Тихого океана до Северного Ледовитого океана, а также Индийский океан.
Подлодок 24, но поскольку необходимо учитывать единицы, которые находятся на техническом обслуживании или ремонте, задействовать можно максимум 18 субмарин.
Технологическое развитие дизель-электрических подлодок
В свою очередь, в западной части Тихого океана Китай может развернуть шесть ударных атомных субмарин. Это мало в сравнении с количеством американских подлодок. ВМС США могут применить для антикитайских операций не менее 12 ударных субмарин. Поэтому в настоящее время американцы обладают преимуществом на китайском направлении: соотношение составляет два к одному.
Тем не менее у США нет ни одной дизель-электрической подводной лодки. При этом у Китая их более 48. Это означает, что в этой сфере соотношение составляет ноль к 48.
Принято считать, что ударные атомные подлодки сильнее дизель-электрических, и ВМС США избавились от последних, переведя все ударные лодки на атомные двигатели.
Тем не менее в последние годы дизель-электрические субмарины также серьезно продвинулись в технологическом плане. Уже нельзя так однозначно говорить о превосходстве одних и неполноценности других.
Ударные атомные и дизель-электрические подводные лодки переназначены для выполнения разных задач. У них есть свои слабые и сильные стороны, поэтому в идеале ВМС следует задействовать и те, и другие в соответствии с их возможностями.
Действительно, недавно ВМС США, у которых на протяжении нескольких десятков лет не было обычных субмарин, высоко оценили новейшие дизель-электрические подлодки (например, «Сорю» военно-морских сил самообороны Японии). Возникли мнения, что США также нужна такая техника.
Тем не менее американские производители уже не могут построить дизель-электрическую субмарину, поскольку в последнее время они занимались только атомными.
Мечты министра Эспера и реальность Китая
Итак, на китайском направлении у ударных атомных подводных лодок США есть небольшое преимущество, но Китай доминирует благодаря своим дизель-электрическим субмаринам. Даже если Пентагон возьмет под свое командование все японские подлодки в соответствии с Договором о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности, все равно соотношение составит 22 к 48.
Поэтому министр обороны США Марк Эспер заговорил о необходимости скорейшего укрепления атомной подводной мощи (пока это на этапе идеи). Суть идеи в том, чтобы компании General Dynamics Electric Boat и Newport News Shipbuilding увеличили производство в два или даже три раза. Тогда в ближайшие десять лет будет создано более 30 подлодок, и парк составит 80 единиц.
Тем не менее исследования Научно-исследовательской службы конгресса и Федеральной счетной палаты показали снижение производительности частных верфей, которые занимаются постройкой и ремонтом подлодок и кораблей. Сроки контрактов не соблюдаются, и это оказывает серьезное негативное влияние на ВМС США. Поэтому, по всей видимости, слова Эспера — не более чем мечты.
В свою очередь, о реальном ускорении производства подводных лодок на китайской верфи «Бохай» свидетельствуют спутниковые фотографии, о которых я рассказал выше.
Раньше там был всего один цех для производства атомных подводных лодок, но в настоящее время появилось еще два. Один из них пока не имеет крыши, поэтому можно в некоторой степени понять его внутреннюю структуру.
Очевидно, что там все устроено так, чтобы можно было одновременно строить сразу две субмарины. Следовательно, верфь «Бохай» сможет одновременно строить четыре или даже пять атомных подлодок (что касается дизель-электрических, то их производит Wuchang Shipbuilding Industry Group в Ухане).
Близок день, когда в районе от западной части Тихого океана до Южно-Китайского моря китайских ударных атомных подлодок будет больше, чем американских.