Спортивная империя Газпрома в Европе, строительство которой началось полтора десятка лет назад, продолжает расти. Какие цели вынашивает щедрый спонсор?
Сначала приведу несколько фактов, которые читатели могли забыть, хотя о Газпроме очень часто пишет как наш портал, так и другие СМИ. На эту компанию, созданную в 1989 году на базе советских активов, в 2019 году приходилось 11,7% глобальной добычи газа. Владельцем крупнейшего в мире газового концерна выступает Российская Федерация, ей принадлежит 50,23% акций, то есть контрольный пакет. Почти 20% акций владеют американские инвесторы, а 30%, как гласит сайт Газпрома, «прочие зарегистрированные лица». Предполагается, что эта информация засекречена неслучайно: часть из этих акций, как говорят, может принадлежать Владимиру Путину и связанным с ним людям.
В 2019 году доход Газпрома достиг впечатляющей цифры в 131 миллиард долларов, а чистая прибыль составила 21,8 миллиарда. Стоимость всех его активов оценивается в 375 миллиардов долларов, размер собственного капитала составил 242 миллиарда. Работает в компании почти полмиллиона человек. И хотя 2020 год принесет ей снижение прибыли и оборотов, показатели останутся впечатляющими. ВВП почти ста стран мира ниже доходов Газпрома.
Концерн обладает особым юридическим статусом — это законный монополист в границах России. Ключевая особенность российского колосса состоит в том, что он неразрывно связан с государством, выступая его экономической опорой и политическим инструментом. Подчеркивает это, в частности, факт, что важнейшие люди в компании то получают высокие политические посты, то работают в Газпроме. Многолетний глава концерна Алексей Миллер ранее занимал должность заместителя министра энергетики, а экс-премьер и экс-президент Дмитрий Медведев до 2008 года был председателем совета директоров Газпрома. В той же роли выступал другой бывший глава правительства — Виктор Зубков.
Юрген Рот (Jürgen Roth), известный в Польше по публикациям на тему смоленской катастрофы, называет в своей книге «Газпром — зловещая империя» российский концерн «политическим, экономическим и разведывательным инструментом Кремля».
Спортивная империя
На то, чтобы перечислить все клубы, лиги, программы, объекты и отдельных спортсменов, получающих финансирование Газпрома, понадобилось бы наверняка несколько десятков страниц. Самый известный факт — это спонсирование петербургского футбольного клуба «Зенит» вместе со стадионом «Газпром Арена». Щедрой помощью газового гиганта пользуется также хоккейная команда «Авангард» из Омска, кроме того, Газпром поддерживает петербургский хоккейный клуб СКА.
Выделение средств командам и спортсменам в собственной стране — совершенно нормальное явление и распространенная практика из сферы корпоративной социальной ответственности. Крупные компании занимаются этим повсеместно. В Польше энергетические концерны тоже спонсируют команды, лиги и стадионы. У нас есть Национальный стадион PGE (Польская энергетическая группа), гандбольная Суперлига PGNiG (Польский нефтегазовый концерн) или волейбольная команда «Ястшембский уголь».
Когда я, кажется, в 2013 году, включил матч очередного сезона Лиги Чемпионов, меня очень удивило, что там всюду мелькал логотип Газпрома, ставшего официальным спонсором элитарного клубного турнира. Газпром спонсирует также несколько европейских клубов: «Шальке 04», лондонский «Челси» или белградскую «Црвену Звезду». Такое бывает, но обычно спонсором иностранных клубов становится компания, которая производит товары или предоставляет услуги, предназначенные для индивидуального потребления.
Война в гандболе
Серьезный скандал разразился не так давно в другом виде спорта — в гандболе. Газпром, а точнее, его дочерняя компания «Норд Стрим АГ», стала одним из главных спонсоров гандболистов. Да, именно она укладывает на дне Балтийского моря газопровод, который идет в обход Восточно-Центральной Европы и исключает ее из процесса транзита российского газа. Проект, против которого выступает большинство стран региона, в первую очередь Польша, планировалось рекламировать на… футболках игроков польских команд «Орлен Висла» из Плоцка или «Виве» из Кельц. Оба клуба в начале сезона 2018/2019 решили заклеить логотип скандальной компании, из-за чего Европейская федерация гандбола наложила на них штраф в размере 12 тысяч злотых (около 3 тысяч евро, — прим.пер.), который пришлось выплачивать спонсорам команд, то есть компании «Орлен» и Польской энергетической группе. Спор завершился весьма сомнительным компромиссом: полякам разрешили убрать с формы логотип, но его в гораздо большем формате все равно можно было увидеть на поверхности площадки и на рекламных баннерах вокруг нее.
Разумеется, ни одна успешная спортивная команда из Польши не согласилась бы брать у Газпрома деньги и рекламировать его, но российский монополист ищет разные пути, стараясь пробраться на спортивные арены через черный ход. В случае гандбола он сделал это исключительно беспардонным образом и использовал дочернюю компанию, отвечающую за строительство газопровода, который наносит удар по безопасности нашей страны и ограничивает ее энергетическую независимость.
Она проявляет активность не только в гандболе, а, например, спонсирует также женскую волейбольную команду «Шверинер» из Мекленбурга — Передней Померании. В 2019 та была вице-чемпионом, а в 2018 — чемпионом Германии. Баннеры «Норд Стрим АГ» появлялись и на футбольных матчах с участием клуба «Шальке 04».
Зачем и почему?
Каков экономический смысл вложения сотен миллионов евро в Лигу чемпионов УЕФА и аналогичный гандбольный турнир или спонсирования европейских волейбольных команд? Обычно появляющиеся на стадионах баннеры ассоциируются с компаниями, которые борются за каждого потребителя, имеющего возможность лично приобрести у них продукт или услугу в магазине или в сети. Мы видели на протяжении многих лет рекламу пива, бритвенных станков, банков, авиакомпаний. Однако никто не может купить в европейском магазине российский газ или заказать его через интернет. Покупками в этой области занимаются крупные, зачастую государственные концерны, распределяющие потом голубое топливо по конкретным регионам, городам и домохозяйствам. Зачем Газпрому нужна узнаваемость в Европе?
Его действия сложно счесть чем-либо кроме элемента более масштабной геополитической и энергетической игры. Ни для кого не секрет, что благодаря «Северному потоку» Германия надеется стать дистрибьютором российского газа в Западной Европе и за ее пределами. Впрочем, в строительстве газопровода принимают участие немецкие компании («Винтерсхалл» и «Юнипер»), французская («Энжи»), австрийская (ОМВ) и голландско-британская («Шелл») фирмы.
«Северный поток — 2» (который заслуженно атакуют политики и СМИ), а вместе с ним и Газпром должен приобрести какую-то узнаваемость, легитимизировать свое положение. Концерн хочет предстать не иностранной компанией, которая продвигает российские влияния и обрекает Европу на зависимость от российского сырья, а частью европейской системы, «своей» фирмой, спонсирующей популярные спортивные зрелища.
В конце концов россияне что-то хотят Европе продать. Простые европейцы не смогут, правда, купить их газ в торговом центре, но в итоге будут оплачивать счета (не осознавая, скорее всего, чье сырье они получали). Газпром, по всей видимости, хочет обрести общественную поддержку, которая сможет найти отражение в политике. Когда европеец услышит в СМИ о том, что не следует наращивать зависимость от российской компании, он подумает: почему же нам не покупать у нее газ, ведь она вкладывает средства в наш европейский спорт?
Сумма в 100 миллионов евро в год выглядит космической, хотя, наверняка, не для Газпрома. Столько он тратит на «Шальке 04», примерно столько же — на белградскую «Црвену Звезду». Чуть больше, почти 400 миллионов, идет ежегодно на Лигу чемпионов УЕФА. А сколько человек в год смотрят ее матчи, на каждом из которых можно увидеть множество логотипов Газпрома? Сам финал — примерно 380 миллионов, все матчи сезона — 4,2 миллиарда. Масса людей привыкает к названию и символике российского концерна, которые становятся неотъемлемой частью их вечернего ритуала дома, в пабе или на стадионе. Россияне рассчитывают, что европейцы привыкнут также к присутствию их газа в своих домах и будут считать его совершенно нормальным.
Проект под вопросом
Другое дело, что газ, который так стремится продавать Газпром, тратя на повышение своей узнаваемости сотни миллионов евро, может так и не пойти в Западную Европу. «Северный поток — 2» до сих пор не достроили. Недавно Госдепартамент США распространил санкции на фирмы, которые предоставляют услуги, товары или финансирование для модернизации или установки оборудования на судах, задействованных в строительстве
Вашингтон, по всей видимости, всеми силами хочет помешать окончанию строительства «Северного потока — 2». Ранее президент США ввел ограничительные меры против всех привлеченных к проекту компаний. В Европе призывы заблокировать газопровод стали звучать громче после отравления оппозиционера Алексея Навального (есть подозрения, что за инцидентом стоит Кремль).
И Берлин, и Москва ждут исхода президентских выборов в США. И хотя Байден заявляет, что он тоже относится к числу противников «Северного потока — 2», из его уст не прозвучало никаких конкретных заявлений, например, на тему сохранения действующих санкций. Следует помнить, что Байден был вице-президентом при Обаме, а тот запустил знаменитую «перезагрузку» отношений с Россией, оставив в нашем регионе геополитический вакуум. Руководитель аналитического центра «Европейские ценности для политики безопасности» Якуб Янда (Jakub Janda) говорил в беседе с нашим ресурсом, что в случае победы Байден может решить заново выстроить отношения с Германией, а та потребовать взамен отмены санкций против «Северного потока — 2».
Почва для продажи российского газа в Европе создавалась в пропагандисткой сфере на протяжении многих лет. Именно так следует оценивать внедрение Газпрома в европейский спорт. Сейчас будущее всего проекта оказалось под вопросом из-за того, что Белый дом занял решительную позицию. Остается надеяться, что она не изменится, даже если там поселится другой человек.