Когда мы, как религиозные лидеры еврейской, христианско-православной и мусульманской общин нашей страны, слышим, что международные СМИ утверждают, будто наша страна вовлечена в войну, в которой «христиане оказались в опасности», мы чувствуем необходимость высказаться.
Возможно, мы исповедуем разные религии, но все мы одной национальности — азербайджанцы, — и сейчас наша страна, как нам говорят, играет ту роль, которая в вымышленной религиозной войне зачастую достается исламу.
Тот обостряющийся конфликт между Арменией и Азербайджаном, который наблюдает сейчас весь мир, не носит религиозного характера — независимо от того, как сильно некоторым этого хотелось бы, — и Азербайджан вовсе не играет роль «мусульманского захватчика». Азербайджан — это многоконфессиональная и многонациональная страна, где живет процветающее сообщество евреев-ашкенази, наша уникальная община горских евреев, а также христиане с католическими, православными и армянскими традициями. В нашей стране даже ислам представлен не одной ветвью, среди наших сограждан есть как сунниты, так и шииты.
Армения — это однозначно христианская страна. Сегодня христианство там даже сильнее, чем еще 30 лет назад, когда — в ходе конфликта 1988-1994 годов, обернувшегося армянской оккупацией части территорий Азербайджана, — более 300 тысяч азербайджанцев, преимущественно мусульман, были вынуждены покинуть Армению, став беженцами.
В ходе той войны 700 тысяч азербайджанцев были вынуждены бежать из Нагорного Карабаха и с прилегающих территорий, которые до сих пор находятся под оккупацией, хотя международное сообщество считает их частью территорий нашей страны.
Азербайджан не играет роль захватчика — мусульманского или какого-либо еще, — роль, которую нам приписали. Там, где в прошлом армянские и русские православные церкви мирно соседствовали с мечетями, сегодня в Нагорном Карабахе открыты только армянские церкви. Другие места религиозного поклонения были перестроены, повреждены или вообще снесены. Между тем Азербайджан доказал, что на его территории церкви, синагоги и мечети могут мирно сосуществовать в одних и тех же городах.
Азербайджан вовсе не предлагает изгнать тех, кто сегодня живет в Нагорном Карабахе. Он предлагает лишь вернуть туда тех, кого оттуда изгнали. Наша страна предлагает возможность получить автономию внутри законных границ Азербайджана тем, кто хочет там жить в мире с другими религиями, культурами и народами. Наша страна предлагает вернуться к прежнему состоянию — только теперь для этого потребуется восстановить разрушенное, а также больше решимости и стремления наладить взаимопонимание.
Мы около 10 лет стремились — а последние несколько недель с особым усердием — объединить членов и сообщества авраамических религий. Главный раввин посетил и помолился с еврейскими семьями в жилых кварталах Гянджи, второго по размерам города Азербайджана, когда он подвергся ракетному обстрелу. Архиепископ совершил обряд на похоронах молодого азербайджанского солдата-христианина, убитого на передовой, — тот солдат был одним из множества представителей нашего христианского сообщества, которые добровольно пошли служить в наших вооруженных силах. Великий муфтий пытался утешить многие мусульманские семьи, потерявшие своих близких. Мы все вместе молились. Наш долг как людей веры — быть вместе со всеми нашими народами, независимо от того, исповедуют ли они какую-то конкретную веру или нет.
Мы знаем, что другие, включая тех, кто, как внушают нам СМИ, являются нашими врагами, тоже выполняют свой долг. Только на прошлой неделе архиепископ Саак, один из четырех патриархов Армянской апостольской церкви, подтвердил, что «трагические события на Кавказе не являются межконфессиональным конфликтом».
Мы надеемся, что мир не обратит внимание на эту версию событий. Вести политические игры с религией очень опасно, и не менее опасно пытаться настраивать одну религию против другой.
Так быть не должно. Потому что в Торе сказано: «Люби ближнего своего, как самого себя» (Левит 19:18). В Библии сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Евангелие от Матфея 22:39). Коран учит: «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками» (4:36).
Мы предпочитаем оставлять политику политикам. Крайне опасно, когда политики считают себя исключительными и когда они стараются продемонстрировать исключительность своей страны в религиозном смысле. Мы просим их остановиться и еще раз подумать. Они не ведают, что творят. Есть богатые и бедные страны, которые исповедуют христианство, мусульманство, иудаизм и множество других вер. Но мы должны помнить, что, когда мы просим благословения у Бога, в Его глазах мы все равны.
Шнеор Сегаль — главный раввин евреев-ашкенази Азербайджана.
Его Преосвященство Александр (Ищеин) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Бакинский и Азербайджанский.
Шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Пашазаде — глава управления мусульман Кавказа