В преддверии первой годовщины смерти командующего спецподразделением «Аль-Кудс» генерала Касема Сулеймани, погибшего 3 января 2020 года в результате ракетного удара США по международному аэропорту Багдада, Тегеран получает еще один болезненный удар. На этот раз был убит выдающийся иранский физик-ядерщик Мохсен Фахризаде.
По словам министра обороны Ирана Амира Хатами, Мохсен Фахризаде был убит 27 ноября точечным ударом дистанционно управляемого оружия в 45 километрах к востоку от Тегерана. Он был доставлен в ближайшую больницу, но врачам не удалось спасти его жизнь. Сообщается также, что двое телохранителей физика получили ранения.
Убийство Мохсена Фахризаде нельзя отделять от кибератаки, которая была направлена на цех по производству центрифуг для обогащения урана на ядерном объекте в иранском городе Натанз — самом важном объекте по обогащению урана в стране. Напомним, что инцидент произошел 2 июля 2020 года. Оба инцидента указывают на целенаправленные и систематические нападения на Тегеран, что не менее опасно, чем военные и экономические действия против него, поскольку все это тормозит развитие ядерной промышленности страны и снижает ее региональную роль.
Операция по устранению Фахризаде вызвала множество вопросов, особенно потому, что она была проведена в то время, когда на региональном и международном уровнях перекраивается карта альянсов. Перемены происходят в связи с изменением американской позиции в отношении различных файлов, включая «иранское досье» после победы Джо Байдена, а также из-за скандала, вызванного уходящим в отставку президентом Дональдом Трампом, который отказывается покидать Белый дом. Своим поведением Трамп пытается привлечь к себе внимание после того, как стало известно о его поражении на президентских выборах.
В чем ценность Фахризаде?
Об убитом ученом-ядерщике известно не так много. В 2018 году премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал его главой иранской ядерной программы. Таким образом, он стал единственным ученым-ядерщиком, который вызывал интерес у израильского правительства в последнее время.
Мохсен Фахризаде преподавал физику в Университете имени имама Хусейна в Тегеране, а также был старшим научным сотрудником Министерства обороны Ирана и руководителем Центра физических исследований. Иранские СМИ описывают его как «создателя ядерной программы» и «главу иранской военной ядерной программы».
Иранский ученый-ядерщик сыграл ключевую роль в укреплении обороноспособности своей страны с помощью ядерных технологий, в области которых ему удалось добиться больших успехов. В 2013 году американский журнал Foreign Policy включил Мохсена Фахризаде в список 500 самых влиятельных людей в мире.
Израильские и западные спецслужбы называют его «отцом секретной программы по созданию ядерной бомбы», разработка которой была остановлена в 2003 году. Кстати говоря, многие из них до сих пор опасаются, что Иран вновь развернет свою секретную ядерную программу несмотря на то, что Совет Безопасности ООН наложил на нее санкции 24 марта 2007 года.
Израиль — главный подозреваемый
На момент написания этой статьи ни одна из сторон не взяла на себя ответственность за убийство Мохсена Фахризаде. Однако иранские власти считают, что это дело рук Израиля, получившего «зеленый свет» от американцев. Министр иностранных дел Ирана Мухаммед Джавад Зариф написал в Твиттере, что в убийстве ученого-ядерщика прослеживается след Израиля. По его словам, «международное сообщество и особенно ЕС должны положить конец своим двойным стандартам и осудить этот акт государственного терроризма».
К заявлениям министра иностранных дел Ирана о причастности Израиля к убийству Мохсена Фахризаде присоединился экс-министр обороны Ирана Хосейн Дехган. Он написал в Твиттере: «В последние дни политической жизни своего союзника президента США Дональда Трампа израильские сионисты стремятся усилить давление на Иран и развязать полномасштабную войну».
По словам заместителя генерального секретаря ливанской «Хизбаллы» Наима Касема, Фахризаде был убит руками тех, кого спонсируют США и Израиль, и что это часть войны с Ираном, Свободной зоной и Палестиной. Как сообщает агентство Reuters, обвинения в адрес американского президента Дональда Трампа говорят о том, что тот дал «зеленый свет» на убийство иранского ученого-ядерщика.
Агентство Reuters заподозрило израильский «Моссад» в причастности к гибели Фахризаде. Офис премьер-министра Израиля отказался комментировать ситуацию, и такую же позицию занял Пентагон. Однако в видео, размещенном на днях в соцсетях, Биньямин Нетаньяху рассказал о достижениях Израиля на этой неделе и закончил словами: «Это не все достижения, подождите».
Время и послания
Операция по ликвидации иранского ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде состоялась тогда, когда Джо Байден вот-вот возьмет на себя бразды правления. Израиль опасается, что новый президент США возобновит дипломатическое взаимодействие с Тегераном, поэтому сейчас он стремится одновременно достичь нескольких целей.
Первая цель — поддерживать градус напряженности между Тегераном и Вашингтоном после прихода к власти новой американской администрации, чтобы усложнить работу Байдена с «иранском досье». Американо-иранские отношения могут ухудшиться из-за нападения на фигуру такого масштаба, произошедшего менее чем через год после ликвидации одного из самых влиятельных иранских генералов.
Нападение на иранского ученого-ядерщика призвано поддержать всеобъемлющую стратегию Трампа по противостоянию Ирану, представленную президентом США после выхода из ядерной сделки 8 мая 2018 года. Она включает в себя продолжение эскалации, поддержание градуса напряженности на определенном уровне, усиление давления и введение санкций против Ирана.
Нет никаких сомнений в том, что ликвидация Мохсена Фахризаде окажет серьезное влияние на иранскую ядерную программу. Его гибель может задержать реализацию национального проекта Ирана или привести к качественным изменениям, которые негативно отразятся на стране. А это уже является второй целью Израиля.
Это преступление, несомненно, бросит тень на США, страдающих от последствий президентских выборов. Согласно неофициальным данным, Трамп потерял внимание общественности и цепляется за любую возможность остаться в Белом доме. Он всеми способами пытается вызвать конфликты и хаос, чтобы отвлечь внимание общественности от его противостояния с Байденом, которое он, похоже, почти проиграл. Сообщается также о расколе в администрации Трампа по поводу нанесения превентивного удара по Тегерану до окончания срока его президентства.
Здесь необходимо отметить, что Фахризаде был не первым иранским ученым-ядерщиком, которого устранили, чтобы подорвать реализацию иранской ядерной программы. В 2010 году в Тегеране в результате взрыва бомбы был убит профессор Масуд Али Мохаммади, специалист в области ядерной физики столичного Университета имени имама Хусейна.
В том же году был убит Маджид Шахриари, глава кафедры ядерной инженерии тегеранского Университета имени Шахида Бехешти. Взрывное устройство положил на крышу его автомобиля проезжающий мимо мотоциклист. В 2011 году был убит Дариуш Резаи Нежад, специалист по ядерной энергии из Технологического университета имени Насира ад-Дин Туси.
Последним иранским ученым, подвергшимся нападению (до убийства Фахризаде), был ученый-ядерщик Мустафа Ахмади Рошан, один из руководителей иранского центра по обогащению урана «Натанз». В 2012 году он погиб при взрыве заминированного автомобиля в Тегеране.
Ответит ли Тегеран?
Возникает вопрос: отомстит ли Тегеран за смерть своего ученого-ядерщика? Ответ пришел через несколько минут после информации о гибели Фахризаде. Командующий корпусом стражей исламской революции (КСИР) генерал-майор Хосейн Салами заявил, что убийцам иранского ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде стоит опасаться сурового возмездия.
Сообщается, что Высший совет национальной безопасности Ирана провел экстренное совещание с высшим военным командованием, на котором было рассмотрено преступное нападение на иранского ученого-ядерщика. В то же время некоторые политики заявили, что ответ будет очень жестким.
Заявления представителей иранского режима преследуют одну цель — сохранить лицо перед народом и престиж государства за рубежом. Но ситуация в целом исключает принятие каких-либо действий, тем более что они могут плачевно сказаться на иранцах.
Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что убийство ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде не останется без ответа, который будет дан в нужное время. Он также утверждает, что иранцы достаточно умны, чтобы не попасть в ловушку злонамеренных израильских заговоров, направленных на разжигание конфликтов, и что израильские планы разоблачены, а сионистское образование не достигнет своих целей.
После заявлений Роухани становится очевидно, что принцип мести существует (хотя и символический), но время и способ в текущих обстоятельствах не оглашается, поскольку иранский лидер считает, что цель Израиля — создать хаос и вовлечь Тегеран в военные столкновения или заставить его принять ответные меры, которые могут ухудшить ситуацию.
Иранцы знают, что Трамп в последние дни своего президентства пытается втянуть регион в военный конфликт, чтобы отвлечь внимание общественности от выборов и их результатов. Он уверен, что внешняя политика Вашингтона и стратегия по «иранскому досье» изменится после прихода Байдена, поскольку тот неоднократно об этом говорил. Собственно, поэтому, иранские власти не хотят принимать ответных мер, способных негативно сказаться на дальнейших отношениях с новой администрацией США.
В конце концов, убийство Фахризаде, вероятно, бросит тень на иранскую внутриполитическую сцену, и поэтому поиск ответа, который позволил бы спасти лицо, выйдет на первый план. Но Иран застрял между молотом и наковальней. С одной стороны, он должен восстановить репутацию, на которой сказались неоднократные операции по ликвидации иранских ученых-ядерщиков, а с другой стороны, он боится предпринимать какие-либо ответные действия из страха перед последствиями, способные усугубить ситуацию.