Губернатор Сан-Паулу Жоау Дориа ждал этого груза с нетерпением. В четверг 26 ноября в 7:30 утра в международном аэропорту крупнейшего города Бразилии приземлился турецкий грузовой самолет, загруженный контейнерами-рефрижераторами со 120 тысячами доз CoronaVac, вакцины против сovid-19, разработанной китайской компанией.
Начиная с прошлой недели ценный груз начали перевозить из аэропорта в некое тайное место, откуда он будет в дальнейшем распространяться. В течение последних месяцев губернатор действительно сделал все возможное, чтобы как можно быстрее получить доступ к китайской вакцине, разработанной компанией Sinovac Biotech. 120 тысяч единиц препарата представляют собой первую партию из общего объема поставок в 6 миллионов доз, готовых к применению, как только будет получено соответствующее разрешение, самое позднее в начале января.
Жоау Дориа сделал савку на китайскую фармацевтическую компанию с самого начала пандемии, и Sinovac на протяжении нескольких месяцев проводит испытания вакцины в его штате. Если запланированная кампания по вакцинации окажется успешной, консервативный политик, являющийся соперником действующего президента Болсонару, сможет обратить это себе на пользу и улучшить собственный имидж в преддверье президентских выборов через два года. Жаир Болсонару, руководящий страной, где сovid-19 уже убил почти 175 тысяч человек, со своей стороны сделал ставку на вакцину, которую разрабатывает англо-шведская группа AstraZeneca совместно с Оксфордским университетом, которая поступит в широкий доступ не раньше марта 2021 года.
Соперничество за «мировое общественное благо»
То, что происходит в Бразилии, наглядно иллюстрирует непростую задачу, которая в ближайшем будущем встанет перед всеми: производство, распространение и назначение вакцин миллиардам людей по всему миру в кратчайшие сроки. Компании-производители вакцин-кандидатов расположены в Китае, США, России, Индии, Канаде и нескольких европейских странах. Страны, которые получат вакцину в приоритетном порядке, первыми смогут выйти из изоляции, открыть школы и университеты, запустить свою экономику. Тот, кто будет контролировать доступ к лучшим вакцинам, получит больше влияния. Другим же странам, оказавшимся в худшем положении, получить их будет довольно трудно.
Все мировые лидеры, от французского президента Эммануэля Макрона до китайского председателя Си Цзиньпина, проходя через российского президента Владимира Путина и генерального секретаря ООН Антонио Гутерреша, повторяют, что эта долгожданная вакцина должна стать «мировым общественным благом». То же самое говорят крупные фармацевтические группы. Однако за этими красивыми заявлениями стоит жесткая конкуренция, будь то за патентную защиту, национальную финансовую поддержку, предоставляемую фармацевтическим компаниям в некоторых развитых странах, или за доступ развивающихся стран к вакцинам.
Полем этой битвы за влияние станут именно развивающиеся страны и страны со средним уровнем дохода. Такие страны, как Китай, Россия или Индия, будут предлагать им вакцины по более низким ценам в обмен на определенные уступки, например, более выгодные условия доступа на их рынок. Некоторые страны уже сделали ставку на российскую вакцину «Спутник V» — такие как Аргентина, Мексика, Белоруссия, Узбекистан и Венгрия.
«Поставка доз вакцины в развивающиеся страны является важнейшей геополитической задачей, — подчеркивает Антуан Бондаз, научный сотрудник Фонда стратегических исследований. — Китай стремится показать, что он не только может выступать как партнер в сфере торговли и строительстве инфраструктуры, но и является великой технологической державой, способной стать альтернативой западным странам».
Индия — крупный производитель, играющий на нескольких фронтах
Таким образом, эта битва уже ведется в сфере исследований и разработок, а также в таких областях, как распространение вакцины, охлаждение, транспортировка, хранение и назначение. И в этой гонке явное преимущество у тех стран, которые обладают достаточными ресурсами и собственными производственными мощностями.
В этом смысле показателен пример Индии, которая быстро заняла одну из лидирующих позиций, обеспечивая более 60% производства вакцин в обычное время. С одной стороны, страна в лице компании Bharat Biotech занимается разработкой собственной «домашней» вакцины, в настоящее время находящейся на фазе III клинических испытаний, а с другой — обеспечивает производственные площадки для иностранных компаний: так, индийская группа Poonawalla собирается произвести к концу года 100 миллионов доз векторной вакцины компании AstraZeneca по цене около 3 долларов за дозу. Большую часть этой продукции получит правительство Индии, оставшаяся часть может быть распространена в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Согласно исследованию Duke Global Health Innovation Center, промышленно развитые страны и страны с формирующейся рыночной экономикой уже обеспечили себе 6 миллионов доз вакцин-кандидатов, еще даже не зная, будет ли какая-либо из этих вакцин когда-либо одобрена властями. США и Евросоюз зарезервировали более 1 миллиарда доз каждый. Китай, производящий собственные вакцины, рассчитывает выпустить 610 миллионов доз к концу декабря. При этом некоторым развивающимся странам, возможно, придется ждать вакцину до 2024 года.
Недорогой и равноправный доступ
Чтобы решить эту ситуацию, летом ВОЗ в сотрудничестве с GAVI (Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации) запустила механизм Covax (Глобальный механизм по обеспечению доступности вакцин против сovid-19). Эта международная платформа, к которой в октябре присоединился Китай, объединяет 167 стран, из которых 92 имеют низкий или средний уровень дохода, и стремится обеспечить для всех равный и недорогой доступ к будущим вакцинам за счет объединения ресурсов и размещения групповых предварительных заказов. Цель — обеспечить 2 миллиарда доз к концу 2021 года.
Пока непонятно, несколько быстро эту инициативу удастся реализовать. На настоящий момент никакого графика не предусмотрено. Также пока непонятно, какие страны смогут получить помощь в рамках механизма Covax, в каком порядке, сколько доз они получат и когда. «Производители вакцин, скорее всего, сначала выполнят заказы крупных клиентов, прежде чем заняться беднейшими странами», — считает руководитель одной из НПО.
Существует опасность, что в конечном итоге мир расколется на несколько блоков. Новые вакцины на базе ультра-инновационной технологии «информационной РНК» будут, в основном, применяться в богатых и промышленно развитых странах, учитывая необходимость хранения при очень низких температурах, недоступную для многих стран цену в 15 евро за дозу и небольшое количество фабрик, способных их производить.
Sinovac, Sinopharm и CanSino Biologics, три крупных китайских производителя вакцин, со своей стороны, подписали соглашения о проведении испытаний и производстве с более чем дюжиной стран. Китай отдает предпочтение своим основным поставщикам сырья: Бразилии, Саудовской Аравии и Перу, а также дружественным странам, таким как Сербия и Пакистан. После провала своей «масочной дипломатии» Пекин намеревается преуспеть в «дипломатии вакцин».
Многообразие вакцин
В настоящий момент разрабатываются 213 вакцин-кандидатов против сovid-19. 49 среди них уже находятся на различных стадиях клинических испытаний. Среди тех, кто находится на фазе III, непосредственно предшествующей выходу на рынок:
► Три китайские вакцины (CoronaVac компании SinoVac и две вакцины компании Sinopharm), а также индийская вакцина (компании Bharat Biotech) являются «классическими» вакцинами, использующими инактивированный вирус.
► В четырех вакцинах используется более сложная технология вирусного вектора: англо-шведская компания AstraZeneca, американская компания Johnson & Johnson, российская вакцина «Спутник V» НИЦЭМ им. Гамалеи и китайская компания CanSino.
► Две вакцины разработаны на базе инновационного метода информационной РНК: это американские компании Moderna и Pfizer.
С французской стороны Sanofi Pasteur разрабатывает две вакцины-кандидата: одна разрабатывается в партнерстве с британской компанией GSK и в настоящее время находится на фазе II, вторая еще не проходила клинические испытания. Помимо этого, Институт Пастера разрабатывает еще три проекта вакцин, самый продвинутый из которых находится на фазе I.