Война между Арменией и Азербайджаном пока закончилась, и теперь два государства, несомненно, возьмут паузу года на два. Конечно, периодические перестрелки будут повторяться, ведь без этого местные жители точно не обойдутся. Таким образом, взаимная вражда не прекратилась, и даже думать об этом не стоит.
К тому их обязывает продолжительная история столкновений друг с другом, погромов, массовых убийств (в том числе участие азербайджанцев в страшном армянском геноциде), а также регулярных вооруженных конфликтов. История призывает жителей Южного Кавказа к оружию. Поэтому недавно завершенный 40-дневный конфликт, скорее всего, — только эпизод в их напряженных взаимоотношениях, пусть и значительный. Его последствия выходят за границы гористого, но важного с геополитической точки зрения Кавказа.
Слабая Армения с ее неработающей экономикой и коррупцией давно страдает от утечки мозгов за рубеж, и теперь она проиграла. Армяне потеряли почти все, что могли. Несмотря на мужественную оборону и самопожертвование многих молодых солдат, намного хуже вооруженных ополченцев, Республика Арцах потеряла 20 процентов от своей первоначальной территории. Последние утраченные области были переданы под контроль Баку на этой неделе.
Армяне, погибшие в ходе давней победоносной операции «Свадьба в горах», наверное, переворачивались в гробах. Разочарование ветеранов войны 90-х и сегодня не описать словами. Теперь Нагорный Карабах с Армянской Республикой соединяет лишь узенькая полоска Лачинского коридора. Кроме того, христианский регион отрезали от шиитского, живущего под санкциями Ирана, который в прошлом оказывал ему поддержку в борьбе с турецкими властными амбициями.
Когда турки охраняют мир
Вину за унизительное фиаско с тысячами погибших, после которого в никем не признанном Арцахе сначала запылали дома тех, кто покидает эти края, а теперь там разрушают армянские памятники, отчасти несут сами армяне. Они воевали в «прошлой войне». Кроме того, местные прозападные политические элиты многие годы игнорировали предостережения о том, что российские гарантии безопасности распространяются исключительно на целостность Армении, а Нагорный Карабах (или в переводе «Черный сад») — совершенно другое дело.
Теперь турецкие подразделения будут наблюдать там за соблюдением мира, и в этом сквозит явный цинизм. Как и в том, что по ту сторону размещены русские отряды. Но их официальное присутствие на формально азербайджанской территории (ограниченно и неофициально они присутствовали там и ранее) — теперь важный стратегический фактор. Я уже не говорю о гарантиях для армянской безопасности, а точнее усилении зависимости государства, окруженного врагами, от Москвы.
Победе в партии, в которой армянские пешки приносились в жертву, поспособствовали и «импортные» исламские радикалы. Якобы светское и демократическое государство президента Эрдогана (там, кстати, недавно осудили 337 участников путча 2016 года) накопило огромный опыт в вооружении, подготовке и применении исламских боевиков. Кроме того, Турция смело орудует в территориальных водах стран Европейского Союза, на вступление в который Анкара все еще формально претендует. Да, речь идет именно о том международном объединении, лидеры которого регулярно протестуют против религиозного радикализма и терроризма и постоянно обещают исправить ошибки прошлых десятилетий, на протяжении которых строили мультикультурализм.
Что касается армян, то никто из влиятельных представителей Запада за них не заступился, хотя перед камерами они беспрестанно заявляли о необходимости прекратить огонь. По-видимому, никто не мог и не смел во всеуслышание провести параллель с недавними конфликтами, в которых Грузия и Украина безуспешно мерились силами с Российской Федерацией. А ведь тогда поговаривали о «новой холодной войне». Доходило до того, что некоторые медиа-асы создавали впечатление, будто русский спецназ завтра высадится в пражском аэропорту Рузыне, как в 68-м…
В данном случае политика Кремля, пожалуй, заслуживает чуть лучшей оценки, чем западная, но в целом его проармянский подход — это скорее побочный продукт хитрых договоренностей с Эрдоганом или его турецким клиентом. Они воевали, чтобы укрепить или прямо экспортировать свою силу и мощь. После того как летом они провели успешную разведку боем, осенью им уже ничто не мешало. Развитые демократии решили пойти навстречу агрессивной Анкаре и богатому нефтью Баку. Кстати, даже выбор времени для атаки в преддверии американских президентских выборов оказался разумным.
Сама же Россия поняла, что ее военные возможности ограничены, отношения с Азербайджаном находятся на высоком уровне, а гамбитом армян можно воспользоваться для изменения демаркационных линий между сферами интересов. Немаловажно и то, что Москва таким образом фатально наказала ереванские элиты, поднявшиеся на волне одной из цветных революций, которые Владимир Путин отнюдь не приветствует.
Каждому по заслугам. И пусть воюют в прошлых войнах.