Junge Welt (Германия): Москва выжидает

Москва явно не готова серьезно конфликтовать с США из-за «Северного потока — 2»

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Неужели Путин передал судьбу «Северного потока — 2» в руки Байдена? Правда, он ждет, что европейские партнеры тоже скажут свое слово, вместо того чтобы постоянно уклоняться от конфликта с американцами. Немецкое правительство действительно пытается настроить США на миролюбивый лад, но безуспешно.

В самом конце 2019 года швейцарская фирма Allseas, занимающаяся прокладкой труб, получила письмо из США. В нем два сенатора — Рафаэль Эдвард Круз (Rafael Edward Cruz) и Рональд Джонсон (Ronald Johnson) — призвали правление компании, несмотря на уже подписанные договоры, отказаться от дальнейших работ по прокладке российского трубопровода «Северный поток — 2». В противном случае США якобы примут меры, чтобы «уничтожить бизнес компании» и привлечь к ответственности руководителей лично из-за нарушения новых санкций США, предусмотренных «Законом о защите энергетической безопасности Европы».

Для фирмы, зависящей от рынка капитала, это была опасность, угрожающая ее существованию. Allseas тут же сдалась и еще до Рождества отвела свое судно-трубоукладчик Pioneering Spirit в порт приписки.

С тех пор строительные работы на трубопроводе практически не ведутся. Дата ввода газопровода в эксплуатацию, намеченная первоначально на 2019 год, была перенесена на конец 2020 года, а теперь речь идет о следующем годе. Хотя и это не точно. И Россия не очень торопится воплощать в жизнь высокопарные заявления некоторых политиков из второго ряда, что трубопровод нужно достроить своими силами.

Пустые угрозы

В феврале российское судно-трубоукладчик «Академик Черский» отправилось в Балтийское море. До этого оно находилось в порту приписки на тихоокеанском побережье России. Плавание через полмира до Калининграда продлилось почти три месяца, в том числе и потому, что судно не пошло через Суэцкий канал, а обогнуло всю Африку. Его постоянно сопровождали корабли российского ВМФ — вероятно, для предотвращения захвата судна Соединенными Штатами, чего Москва не исключала.

Когда «Академик Черский» наконец прибыл в Калининград, там, согласно официальной версии, началось его переоборудование.

Еще одно российское судно, «Фортуна», и два транспортных и вспомогательных корабля провели несколько месяцев более или менее без дела в порту Засница на Рюгене. Там в городке Мукран лежат наготове уже поставленные трубы для газопровода.

Но ничего не происходило, не считая того, что морской отдел концерна Газпром, владельца «Академика Черского», переписал судно на некий — за границей еще не засветившийся — инвестиционный фонд со штаб-квартирой в Самаре. Скорее всего, Газпром попытался таким образом вывести себя из-под огня возможных санкций США. Однако сенаторы Круз и Джонсон вновь написали письма — на этот раз администрации города Засница и земельному правительству в Шверине, владевшим тамошним портом. Им тоже пригрозили «катастрофическими» санкциями, если они и впредь будут содействовать строительству газопровода, пусть даже просто погрузят трубы на борт одного из судов. Эта угроза была пустой демонстрацией силы — как могут США ввести санкции против портовых работ или против бургомистра маленького городка на Рюгене?

Скорее всего, Засниц не обладает счетами в США, а если и да, то они ему не нужны. То же самое относится и к портовикам, пока им не придет в голову, например, купить какой-нибудь порт в США.

На пару дней из-за этих угроз поднялась небольшая шумиха. Политики всех партий возмущались «нарушением немецкого суверенитета», «которому нет места среди союзников». У ЕС были другие заботы и отсутствовало желание защищать проект, который мало интересует юг и запад союза, в то время как восточноевропейские страны его и так отвергают. Последние руководствуются желанием насолить России, которая участвует в этом многомиллиардном проекте, а если говорить конкретно о Польше, то эта страна планирует сделать то же самое, что и ФРГ с российским газом из «Северного потока — 2». Польша решила стать так называемым газовым хабом: она хочет продавать излишки поставленного ей газа соседним странам. Разница лишь в том, что Польша собирается зарабатывать на продаже американского сжиженного газа в Восточную Европу.

Ход за Европой

Тем временем федеральное правительство пробует — пока безуспешно — настроить США на миролюбивый лад. Министр финансов Олаф Шольц (Olaf Scholz) в письменном виде предложил американского коллеге Стивену Мнучину (Steven Mnuchin) финансово поспособствовать приходу на рынок американского сланцевого газа. Он заявил, что федеральное правительство готово вложить 500 миллионов евро в строительство двух терминалов для приема сжиженного газа на нижней Эльбе и в Вильгельмсхафене.

В ответ из США в конце года поступил новых пакет санкций, направленный теперь и против компаний, которые дают разрешения на ведение строительных работ, занимаются их страхованием или — после окончания строительства — сертификацией. Вслед за этим одна из компаний-партнеров из Норвегии покинула проект. Правда, пассаж о том, что мишенью санкций могут стать немецкие разрешительные ведомства, из окончательной редакции санкционного закона был удален,.

Удастся ли достроить «Северный поток — 2»? Сейчас это прежде всего вопрос политической воли. Готово ли федеральное правительство защитить немецкое и европейское законодательства от санкционных угроз из-за океана?

А Россия тем временем, кажется, настроилась на оборону. Как сказал Владимир Путин в прошлый четверг на своей ежегодной пресс-конференции, он надеется, что новая администрация США станет более уважительно относиться к национальным интересам своих союзников и что «Северный поток — 2» сможет быть достроен.

Становится ясно, что и Путин передал судьбу газопровода в руки Джозефа Байдена. Этим он как бы призывает европейских участников проекта также принять участие в конфликте, а не уклоняться от него. Россия, как дал понять Путин своим высказыванием, не готова улаживать этот конфликт вместо европейцев — в том числе и из-за 9 миллиардов долларов, уже вложенных в проект.

Обсудить
Рекомендуем