Спасательный отряд едва рассмотрел под снегом белую Тойоту Chaser, застрявшую на краю пустынной, покрытой льдом дороги. Если они и кричали, никто их не услышал, да и не мог услышать. Сергей Устинов и Владислав Истомин провели внутри почти неделю, спасаясь от температуры в 50 градусов ниже нуля по Цельсию, державшейся на Дальнем Востоке в последние месяцы. Когда их нашли, Устинов был уже мертв, а Истомин едва дышал. Двое друзей 18-ти лет от роду ехали из Якутска в Магадан по Колымской трассе, которую некоторые называют проклятой. Им оставалось проехать 1900 километров — 34 часа пути. Поэтому они сравнили маршруты и выбрали маршрут, предложенный Google Maps. Этот маршрут казался более прямым, чем маршрут Яндекс-карт, и они надеялись сэкономить четыре часа. Но оказалось, что это была страшная ошибка. Предложенная «Гуглом» трасса давно не существует. Она стала заброшенной трассой, дорогой-призраком. И двое молодых людей оказались в ледяной ловушке.
Владислава Истомина на вертолете доставили в Якутск с переохлаждением и обморожением. Он неделю провел в отделении интенсивной терапии и до сих пор находится в тяжелом состоянии. Сейчас Следственный Комитет Якутской области расследует, что случилось с молодыми людьми, и почему так долго не удавалось найти их бригадам спасателей в чрезвычайных ситуациях. После придания делу огласки сервис Google-Карты изменил маршрут, о чем сообщил пресс-секретарь интернет-гиганта.
Оба родом из Магадана, двое молодых людей отправились в дорогу, чтобы привезти домой автомобиль, который Истомин купил по дешевке во Владивостоке. Последний раз их видели живыми вместе на заправке недалеко от города Усть-Нера. После заправки друзья, похоже, спохватились: впереди половина пути, а домой надо быстрее. Вот они и вышли на так называемую летнюю дорогу, которая была активной в советское время, но сегодня используется только опытными охотниками да счастливыми хозяевами мощных джипов.
Согласно данным следствия, попавшееся на дорогое бревно или камень повредили автомобиль — и он остановился. Следование неверному маршруту завело друзей вглубь заснеженной тайги. Они оказались в зоне без телефонной сети или какого-то еще сигнала. В 50 километров от ближайшего населенного пункта, в царстве холода.
Мать и сестра Устинова рассказали, что молодой человек давно хотел отправиться в это путешествие со своим другом, и что, несмотря на неодобрение родителей, он выполнил свою мечту. Семьям не понравилось, что оба мальчика ехали в одиночку по Колымской трассе (М-66). Маршрут, построенный во времена Иосифа Сталина заключенными ГУЛАГа, является одним из немногих следов цивилизации в этом засушливом, диком и малонаселенном районе России. Поговаривают, что дорогу эту называют дорогой на костях, так как многие заключенные, умершие во время ее строительства, были похоронены под дорогой и в ее окрестностях. Говорят, что так и лежат они под дорогой, закатанные в асфальт, а сама дорога пришла в запустение, используется лишь самыми мощными грузовиками.
Даже отремонтированные участки автодороги оказывают тяжелое воздействие на психику, сказал по телефону Болот Бочкарев, местный туристический блогер в Якутии, который считает, что ребята занервничали и начали искать кратчайший путь, чтобы оставить позади заледенелую дорогу. И поэтому они составили новый маршрут. «Многие иностранные карты в сети были созданы на основе других старых советских карт и до сих пор отмечают маршрут, хотя он не используется уже 20 лет», — говорит Бочкарев.
«Иногда маршруты строятся неправильно из-за неточностей или устаревшей информации», — сообщил нам представитель Google в России в электронном письме, объясняя, что Google- Карты основаны на данных от муниципалитетов, общественных организаций, и разработчиков новых объектов. Помогают еще данные, которые добавляют пользователи, а также снимки Street View и спутниковые изображения. Google не является самым широко используемым сервисом в России и пользовательских обновлений в евразийской стране, где лидируют московские сервисы Яндекс-карты и «Навигагор», которыми ежемесячно пользуются 50 миллионов пользователей.
После новой трагедии на Колымской трассе власти усилили установку знаков и маяков для помощи на главной дороге, а теперь и на сельских дорогах, где спасатели размещают контейнеры с аварийным материалом: консервами, дровами, компасами и сигнальными ракетами. Без подготовки тайга может быть смертельной.