Жан-Морис Рипер: почему у Путина больше нет права на ошибку в своей зоне влияния (L'Express, Франция)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Договор между Арменией и Азербайджаном, безусловно, стал успехом Владимира Путина, но с его реализацией будут проблемы. Победа может подтолкнуть Баку к тому, чтобы дистанцироваться от Москвы и продолжить сближение с Турцией и ЕС, считает бывший посол Франции в России Жан-Морис Рипер.

Сегодня Россия — единственное государство (за исключением Турции на Кипре), у которого есть оккупационные войска на европейском континенте: на Украине, в Грузии, Нагорном Карабахе и Приднестровье. Подпевалы авторитарного режима президента России видят в этом очередное доказательство его влияния и иронизируют насчет слабости Европы и упадка Запада. Тем не менее недавний ожесточенный конфликт Армении и Азербайджана в Нагорном Карабахе рисует несколько иную картину.

Сначала вспомним историю. Нагорный Карабах был присоединен к Азербайджану по приказу Сталина в 1923 году, несмотря на армянское большинство населения, а в 1994 году провозгласил себя «Республикой Арцах» по итогам кровавой войны, которая была начата Арменией после распада СССР в 1991 году ради «освобождения» региона. Новое образование территориально связано с Арменией. Дипломатия начала работу, и в 2007 году Минская группа (ее сопредседателями стали Россия, США и Франция) предложила Мадридские принципы: возвращение Азербайджану семи аннексированных Арменией районов и промежуточный статус для Нагорного Карабаха. Как бы то ни было, Баку и Ереван не смогли прийти к общему знаменателю, несмотря на интенсивные переговоры. В то же время Москва продолжила вооружать обе страны и закрывать глаза на сближение Баку и Анкары. Православная солидарность никак не сыграла на руку Еревану, которому пришлось иметь дело с устроенной Турцией и Азербайджаном блокадой.

Приход к власти в Ереване в 2018 году нового премьера Никола Пашиняна породил надежду на возобновление мирных переговоров. Тем не менее она быстро рассеялась, поскольку Пашинян отверг Мадридские принципы. В Баку президент Алиев, который унаследовал власть от авторитарного отца, занял угрожающую позицию. 27 сентября этого года он начал войну при активной поддержке Анкары, которая предоставила оружие и финансировала переброску ближневосточных наемников. Конфликт продлился 44 дня и унес тысячи жизней. В ООН говорили о возможных «военных преступлениях» со стороны Азербайджана. Армянская армия была разгромлена, и Азербайджан вернул большую часть территории, которая была потеряна в 1994 году вокруг анклава и в его южной части, нависающей над столицей Степанакертом. После трех попыток Россия установила 9 ноября окончательное перемирие, в рамках которого на нее легла миротворческая миссия в буферных зонах. В настоящий момент 2 000 ее солдат обеспечивают безопасность Лачинского коридора, который ведет из Нагорного Карабаха в Армению.

В сути конфликта ничего не изменилось

Договор, безусловно, стал успехом Москвы, но с его реализацией возникнут проблемы. Победа может подтолкнуть Баку к тому, чтобы дистанцироваться от Москвы и продолжить сближение с Турцией и ЕС, а поражение охладит пыл армян, которые ощутили себя брошенными американцами и европейцами (особенно французами). В то же время колебания Москвы перед лицом Турции, на которой лежит ответственность за до сих пор непризнанный геноцид армян 1915 года, вызывает недовольство в Ереване.

По сути конфликта до сих пор ничего не решено, будь то будущие границы Армении и Азербайджана, возвращение беженцев или роль Анкары в будущем региона. Пока что Москва обещала лишь подключить Турцию в рамках совместного наблюдательного центра, чьи перспективы вызывают скепсис, если судить по опыту Астанинского процесса по разоружению в Сирии. Наконец, отказ Москвы поддержать православного союзника, который к тому же в отличие от Грузии отказался от сближения с НАТО и ЕС, становится отрицательным сигналом для русских общин в Восточной Европе и Средней Азии в том, что касается готовности Владимира Путина защитить их во что бы то ни стало, как он обещал. Более того, почти не осталось уверенности в том, что замороженные конфликты в Европе останутся таковыми.

Путин хотел сохранить хрупкое равновесие между двумя соседями-врагами и недооценил стремление Турции к укреплению позиций на тюркоязычном Кавказе. После восстановления территориальной связи с Баку через Нахичевань Анкара может строить планы на выход в Каспийское море и воссоздание изначального шелкового пути через Среднюю Азию.

Множество угроз в Восточной Европе

Несмотря на все конфликты в НАТО, Турция все еще является членом альянса. Таким образом, Москве нужно положить конец ее продвижению, не настроив при этом против себя президента Эрдогана. В результате Анкара стала для нее большой занозой. После успешного наступления Баку Путину пришлось вмешаться до взятия Степанакерта, которое могло поставить крест на судьбе Нагорного Карабаха и, быть может, даже Еревана. Тем самым Россия выполнила обязательства в рамках ОДКБ по гарантии территориальной целостности Армении.

В Восточной Европе России приходится иметь дело со множеством угроз. В Минске народ вышел на улицы с протестом против сфальсифицированного переизбрания президента Лукашенко, который не собирается освобождать свое место. Путин же стремится любой ценой не допустить новой «цветной революции», которая бы во имя защиты демократии, прав человека и правового государства привела бы демократическую Европу к его границам. Именно поэтому в 2014 году на Украине он аннексировал Крым и развязал войну в Донбассе. Повторение украинского конфликта в Белоруссии стало бы для Путина страшным идеологическим и политическим провалом. «Запад» не уступил по Украине и грозит Москве, которой сейчас приходится иметь дело с тяжелым экономическим и социальным кризисом, новыми санкциями после отравления оппозиционера Алексея Навального.

Другим источником напряженности стала Молдавия, страна-кандидат на вступление в ЕС, где президентом избрали проевропейского кандидата Майю Санду, несмотря на сильное давление России. Как бы то ни было, новой главе государства придется иметь дело с пророссийским парламентским большинством, что осложнит поиск мирного и европейского решения проблемы российской оккупации Приднестровья.

Националистические лидеры

В Средней Азии, где ряд стран был серьезно дестабилизирован мировым экономическим кризисом и возвращением джихадистов с Ближнего Востока, некоторые лидеры второго поколения с националистическими взглядами меньше заботятся о сохранении привилегированных связей с Москвой. В Бишкеке уличные протесты привели к власти популиста Садыра Жапарова на волне борьбы с коррупцией поддерживаемого Россией режима бывшего президента.

В долгосрочной перспективе еще большую тревогу вызывает тот факт, что сформированный для развития партнерства стран бывшего СССР Евразийский экономический союз дышит на ладан. У трех членов из пяти (Белоруссия, Армения и Киргизстан) складываются не лучшие отношения с Россией, а экономические результаты объединения оставляют желать лучшего. Среднеазиатские государства все больше смотрят в сторону Китая, который закупает энергоресурсы, а также предоставляет деньги и инвестиции.

Владимир Путин до сих пор рассматривает мир как треугольник с вершинами в лице Китая (его экономическое процветание и стремление к гегемонии вызывают тревогу), США (от них зависит признание собственной силы Москвы) и России. Европа в его представлении просто вливается в «западную» сферу. Москва надеется вернуться к диалогу сверхдержав с Вашингтоном. Избрание Байдена дает Путину надежду на возобновление росийско-американского диалога по безопасности в Европе, что должно стать первым шагом к восстановлению волшебного дуэта. Как бы то ни было, достигнуть этой цели будет непросто на фоне проблем в ближнем зарубежье, которые не оставляют президенту России права на ошибку.

Обсудить
Рекомендуем