Geopolitika.news (Хорватия): США планируют военное патрулирование Арктики — прямо перед носом у России

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
С конца холодной войны по настоящее время США «спали» во всем, что касается Арктики, поддавшись приятным чувствам победителя в гонке с СССР. «Пробуждение» американской администрации началось только при уже уходящем Дональде Трампе. Теперь Вашингтон ускоренными темпами разрабатывает стратегию, чтобы укрепить свои позиции в Арктике.

Американское издание Breaking Defense опубликовало пятого января интересную статью, где приводятся слова секретаря ВМФ США Кеннета Брейтуэйта, сказанные им на пресс-конференции. Он заявил, что американские военно-морские силы начнут регулярное патрулирование, чтобы предотвратить «наступление Москвы на Дальнем Севере».

«Вы увидите, что военно-морские силы вновь будут постоянно присутствовать за Полярным кругом», — сказал Брейтуэйт журналистам, вероятно, в последнем интервью перед тем, как власть в Белом доме 20 января примет администрация Байдена. Отвечая на вопрос, должны ли Соединенные Штаты проводить «операции для обеспечения свободного судоходства» вдоль российского северного побережья, Брейтуэйт сравнил положение с ситуацией в Южно-Китайском море, где Китай ведет территориальные споры с некоторыми государствами, из-за чего часто между Китаем и США случаются инциденты.

«В принципе такая же ситуация сложилась в Южно-Китайском море, если говорить о свободе судоходства и возможности находиться в международных водах. Соединенные Штаты претендуют на это право», — сказал Кеннет Брейтуэйт. «Морские пути на севере становятся проходимыми, и американский флот в будущем гарантирует нашим партнерам свободу судоходства», — сказал секретарь ВМФ США. Он назвал эту стратегию обязанностью для США как «доминирующей морской державы мира».

По словам Брейтуэйта, главное преимущество Соединенных Штатов в Арктике — это подводные лодки. Однако он добавил, что американский флот вынужден арендовать ледоколы у союзников, а у России есть свой флот ледоколов. Китай же строит корабли со скоростью, с которой США «не могут тягаться».

«Чтобы присутствовать в этом регионе, мы должны войти в Баренцево море, а затем через него к (российскому) Кольскому полуострову. Там, где северные морские пути становятся судоходными, американский флот в будущем гарантирует свободу судоходства для наших партнеров».

Кольский полуостров — очень милитаризованная зона, которая «вдается» в Арктику. Там базируется мощный российский Северный флот, включающий опасные российские подводные лодки, как пишет Breaking Defence. С Кольского полуострова россияне выходят в Баренцево море, а затем и в Северную Атлантику, и эти воды крайне важны для проекции российской мощи.

Что касается русских, то «Россия вкладывает большие средства для совершенствования своего арктического оборонного и экономического сектора, что приводит к всесторонней милитаризации северного крыла», и США обвиняют Москву в проведении «непрозрачных и повышающих напряженность» военных операций и «незаконном регулировании морского судоходства на Северном морском пути», что ухудшает обстановку с безопасностью в регионе.

Далее говорится, что придется нелегко. У США нет глубоких портов на Аляске для ремонта и базирования судов ВМФ, нет бесперебойной спутниковой связи за Полярным кругом и имеется только один ледокол американской береговой охраны (а у России их 50), поэтому трудно себе представить, как США смогут «маршировать» на север.

На протяжении десятилетий США полагались на атомные подлодки, которые тихо плавают подо льдами Арктики, и Брейтуэйт отметил, что так будет и впредь, даже если на север отправятся несколько военных кораблей. «Наше величайшее преимущество в этом регионе — это наши подводные лодки, — заявил Брейтуэйт. — Поэтому вы увидите, что в структуре будущих военно-морских сил акцент будет сделан на строительство» 70 — 80 подлодок в ближайшие годы, и это позволит вдвое увеличить их нынешнее количество (с 48).

В июле Белый дом поручил Береговой охране и ВМФ разработать план по новому поколению атомных ледоколов. Его представили уже в августе. «Мы рассматриваем несколько вариантов», — сказал Брейтуэйт, добавив, что работа продолжается, хотя все еще не до конца ясно, есть ли у американского судостроения мощности для создания нового флота атомных ледоколов, как пишет Breaking Defense.

Россия может заполонить зону своими (атомными) ледоколами. Китай тоже хочет вступить в игру, и китайцы «строят ледоколы темпами, с которыми мы не можем тягаться», как отметил Брейтуэйт. Аренда нескольких кораблей у союзников — одно из уже существующих решений, и США «надеются на союзников и партнеров, которые могут помочь им восполнить нехватку» ледоколов, пока шесть американский пограничных кораблей не поступят, как и запланировано, на службу.

Однако на скорейшие темпы, с которыми русские и китайцы строят свой флот и с которыми США не могут конкурировать, не предлагается никакого реального ответа.

Отмечается, что «Китай вкладывает в судостроение, то есть в грузовые суда способные плавать за Полярным кругом, в танкеры для СПГ и атомные ледоколы, а также портовую инфраструктуру, чтобы облегчить себе выход в Арктику. Китайские инвестиции, рыболовная флотилия в разных частях мира и научные и экономические связи с людьми и организациями арктических государств, включая общие вложения с Россией, вероятно, будут расширяться в ближайшие десятилетия».

«Геополитика Ньюс» с большим вниманием следит за политическими, оборонными и экономическими шагами, связанными с Арктикой. В будущем она станет местом столкновения интересов ключевых мировых игроков не только из-за ее стратегически важных военных и логистических характеристик и аспектов, связанных с ускорением таяния ледяного покрова, но и из-за всех тех природных ресурсов, которые скрывают недра Арктики, включая, прежде всего, энергетические.

Наиболее активно в обеспечении своих национальных интересов в этом регионе до сих пор действовала Россия (не только из-за благоприятного географического положения, но и благодаря ясно разработанной национальной стратегии). Ее все быстрее догоняет Китай, у которого, правда, нет непосредственного географического выхода в Арктику, но он, разумеется, понимает, насколько важной она станет уже в ближайшем будущем. Русские инвестируют в развитие арктической инфраструктуры: транспортной, индустриальной, оборонной… Они строят абсолютно новые современные города с комфортными условиями жизни в суровых климатических и природных условиях, строят новые СПГ-терминалы, новые военные базы и размещают современные зенитно-ракетные комплексы. Кроме того, Россия проводит специальные войсковые учения и, как передает Global Defence, скорейшими темпами развивает современный флот из кораблей и подводных лодок (атомный и традиционный).

С конца холодной войны по настоящее время Соединенные Штаты в принципе «спали» во всем, что касается надзора за обширной арктической зоной, поддавшись приятным чувствам победителя в гонке с СССР, которая, как они думали, продлится вечно. «Пробуждение» американской администрации началось только при уже уходящем Дональде Трампе. В этой связи можно вспомнить его известную инициативу — купить самый большой остров Земли Гренландию (это предложение вызвало неоправданный смех как в американских, так и в мировых политических и медиа-кругах). Но это была только малая часть стратегии, которую теперь Вашингтон хочет ускоренными темпами создать, чтобы укрепить свои позиции и противостоять вызовам в Арктике, которые будут только преумножаться, если не достигнуть многосторонних договоренностей об использовании и управлении Арктикой. И это вполне реально.

В этой связи напомню, что в начале октября 2020 года Россия включила в состав своего и без того внушительного и самого большого в мире флота атомных ледоколов новый, на сегодня самый мощный в мире атомный ледокол нового поколения «Арктика». Он призван обеспечить России лидерство в арктическом поясе и будет возглавлять караваны кораблей, проходящих через Северный Ледовитый океан. Этот ледокол способен пробивать льды толщиной до трех метров.

Это самый главный и самый мощный корабль российского проекта 22220 длиной 173,3 метра, шириной 34 метра и грузоподъемностью 33,5 тысяч тонн. Ледокол, который был построен на судоверфи в Санкт-Петербурге, прибыл в порт Мурманска в начале октября после предварительных испытаний, во время которых он прошел 4,8 тысяч морских миль, достигнув Северного полюса и проверив все системы и оборудование в реальных условиях.

Таким образом, гонка за современное «освоение» Арктики будет очень интересной, но, к сожалению, вероятно, чревата конфликтами и инцидентами аналогичными тем, которые уже много лет происходят в упомянутой акватории Южно-Корейского моря между Соединенными Штатами и Китаем. Только в военном отношении Россия не Китай, а ядерная держава равная США. Совершенно ясно, что Арктика принадлежит к ее «епархии», и у России там есть стратегические преимущества, а инициатива на ее стороне, что подтверждают ее действия, за которыми остальные пока не успевают.

В свою очередь, Соединенные Штаты все глубже погружаются в сложный параллельный конфликт с обоими своими главными мировыми соперниками, которые все больше сближаются, развивая стратегическое партнерство почти во всех ключевых секторах (политико-дипломатическом, экономическом и оборонном). Правда, возможно, что-то изменится с приходом новой администрации Байдена.

Пока все это вызывает явное беспокойство у Вашингтона, хотя там и стараются этот факт игнорировать и убедить себя, свою общественность и мир, что «у США все под контролем». Однако под реальным, а уж тем более постоянным контролем нельзя держать почти ничего. Это нам не раз доказывала история.

Обсудить
Рекомендуем