The Drive (США): России надо отказаться от своего неудачного авианосца и сосредоточиться на строительстве двух новых универсальных десантных кораблей

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ремонтные работы на российском авианосце замедлились, предполагает автор. В этих условиях еще больше возрастает значимость двух новых десантных вертолетоносцев. Эти новые боевые корабли станут для российского флота более многофункциональной, дешевой и полезной альтернативой «Адмиралу Кузнецову».

Последние фотографии единственного в составе российского ВМФ авианосца «Адмирал Кузнецов», находящегося в длительном ремонте, говорят о том, что работы на этом корабле не ведутся практически 12 месяцев. В то же время, из сообщений российских средств массовой информации следует, что строящиеся для ВМФ два десантных вертолетоносца будут даже больше, чем предполагалось ранее. В конечном итоге эти новые боевые корабли станут для российского флота более многофункциональной, дешевой и полезной альтернативой «Адмиралу Кузнецову», хотя на них вряд ли разместят самолеты. Но прежде всего, если флот раз и навсегда избавится от своего проблемного авианосца, появятся средства, которые позволят России выжать максимум из проекта универсальных десантных кораблей.

Московский Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) недавно проанализировал опубликованные фотографии «Адмирала Кузнецова» во время ремонта и сделал вывод, что за последний год никаких серьезных работ на корабле не проводилось. Снимки занесенной снегом и окруженной лесами надстройки авианосца без единого рабочего в этом месяце разместил в Инстаграме пользователь lanasator, хотя непонятно, когда они были сделаны.

«Адмирал Кузнецов» стоит в доке судоремонтного завода «Звездочка» в городе Мурманске, находящемся на крайнем северо-западе России на берегу Баренцева моря. Находится он там с момента своего последнего боевого похода в восточное Средиземноморье, который начался в конце 2016 года, а закончился уже в следующем году. Это был первый случай участия «Адмирала Кузнецова» в вооруженном конфликте, когда он совершил переход в Средиземное море, чтобы подключиться к военной кампании в Сирии. Во время боевой службы в результате крушений был потерян один МиГ-29КР и один Су-33 из состава его палубной авиации.

В начале 2017 года авианосец прибыл в Мурманск на ремонт. В походе над ним на бреющем полете проходили истребители британских ВВС «Тайфун». Как уже сообщало наше издание, вскоре после прибытия корабля на завод, появились признаки того, что масштабы ремонтных работ резко сокращены, из-за чего дальнейшая судьба «Кузнецова» оказалась под вопросом. Тем не менее, ожидалось, что будет модернизирована силовая установка и электронное оборудование корабля, и это позволит продлить срок его эксплуатации еще на 25 лет.

Однако ремонт проходит далеко не гладко. В октябре 2018 года затонул плавучий сухой док, где находился корабль, из-за чего на его палубу упал кран, причинив значительный ущерб. А в декабре 2019 года на борту авианосца возник серьезный пожар.

По графику ремонт «Адмирала Кузнецова» планировалось завершить в 2021 году. Однако, как сообщило российское государственное информационное агентство ТАСС со ссылкой на свои источники, по состоянию на декабрь прошлого года корабль должен вернуться в море на испытания в 2022 году. Не исключено, что после потери сухого дока ремонтные работы были прекращены, поскольку это был самый крупный в России док, способный вместить авианосец. Государственная Объединенная судостроительная корпорация в сентябре 2018 года сообщила, что изучает разные варианты ремонта корабля, однако на это уйдут месяцы, если не годы.

Тем не менее, пока нет официального подтверждения, что работы по возвращению «Адмирала Кузнецова» в строй полностью остановлены. Но любопытно то, что новые универсальные десантные корабли проекта 23900, которые в настоящее время строятся для российского флота, будут иметь водоизмещение около 44 000 тонн, о чем сообщил один высокопоставленный источник из Министерства обороны. Для сравнения: стандартное водоизмещение «Адмирала Кузнецова» около 52 тысячи тонн.

Факт увеличения размеров кораблей проекта 23 тысячи 900 подтвердил заместитель министра обороны России Алексей Криворучко, давая недавно интервью официальному изданию российского военного ведомства «Красная Звезда».

«Под руководством президента Российской Федерации были заложены два универсальных десантных корабля нового проекта водоизмещением 40 тысяч тонн каждый, — сказал Криворучко. — В текущих условиях для обеспечения темпов оснащения ВМФ выполнение ряда госконтрактов осуществляется также с применением механизмов опережающего финансирования, что обеспечит поставку кораблей на один-три года раньше планового срока».

Еще в августе прошлого года ТАСС сообщал, что водоизмещение у этих кораблей будет 33 тысячи тонн. Эту цифру назвал безымянный источник из кораблестроительной отрасли. До этого говорилось о водоизмещении 28 тысячи тонн.

44 тысячи тонн все равно меньше, чем водоизмещение «Адмирала Кузнецова», но с такими показателями новые десантные вертолетоносцы уверенно попадают в ту же категорию, что и универсальные десантные корабли типа «Уосп» ВМС США, на которых можно размещать истребители укороченного взлета и вертикальной посадки, но которые не приспособлены для стандартной палубной авиации. В российском арсенале конечно же нет самолетов укороченного взлета и вертикальной посадки, да и вертолетов для проведения десантных операций там немного. В 2017 году заместитель министра обороны Юрий Борисов поведал о том, что Кремль ведет переговоры с авиационной отраслью о новом истребителе укороченного взлета и вертикальной посадки, но с тех пор не было почти никакой информации об этой программе. Кроме того, в нынешних непростых условиях она вряд ли получит финансирование.

Более того, водоизмещение у новых кораблей больше, чем у единственного французского авианосца с ядерной энергетической установкой «Шарль де Голль», у которого оно составляет 42 тысячи тонн с полной загрузкой. «Шарль де Голль» имеет катапульты и аэрофинишеры для взлета и посадки обычных самолетов палубной авиации, включая истребители «Рафаль М», а у «Адмирала Кузнецова» с его обычной силовой установкой паровых катапульт нет, и вместо них там используется наклонная взлетная рампа в носовой части типа трамплина с которой осуществляют взлет самолеты.

Но пока нет никаких признаков того, что у кораблей проекта 23 тысячи 900 будут палубные самолеты типа МиГ-29К или Су-33, которые имеются в составе авиаподразделения «Адмирала Кузнецова». Далее, пока неясно, как запланированное увеличение размеров кораблей отразится на их общем проектном решении и характеристиках, и получат ли они более длинную летную палубу. Оснастить такие корабли наклонной рампой или катапультами, а также угловой палубой будет очень непросто. Скорее всего, кораблестроители ограничатся размещением на этих двух кораблях вертолетов и беспилотников, как и было объявлено.

Ранее сообщалось, что длина кораблей составит около 220 метров, в то время как у «Шарля де Голля» она составляет 260 метров, а у «Адмирала Кузнецова» 300 метров. Но это было до запланированного увеличения водоизмещения. Не исключено, что Россия все-таки сумеет создать новый самолет укороченного взлета и вертикальной посадки, но это потребует колоссальных затрат, тем более, что оснастить такими машинами надо будет два корабля.

Эти универсальные десантные корабли будут строиться вместо пары десантных вертолетоносцев типа «Мистраль», которые заложил для России французский консорциум, когда в 2010 году было утверждено решение о их приобретении. Но после аннексии Россией украинского Крыма контракт был приостановлен, и эти корабли через какое-то время продали Египту. У вертолетоносцев типа «Мистраль» водоизмещение около 23 тысячи 700 тонн, что значительно меньше, чем у российских кораблей, планируемых им на замену.

Контракт на строительство двух кораблей проекта 23 тысячи 900 был подписан российским Министерством обороны в мае 2020 года, а его стоимость составляет примерно 1,36 миллиарда долларов. Строительные работы начаты на судостроительном заводе «Залив» в Керчи, который перешел к России после захвата Крыма. Это очень небольшие деньги для двух универсальных десантных кораблей такого размера, но возможно, это только часть закупочной цены. Более того, в нее вряд ли включили стоимость разнообразных систем обеспечения боевого применения, которые потребуются этим кораблям.

Оба корабля заложили на заводе «Залив» в июне прошлого года, и они получили названия «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». По сообщениям российских СМИ, эти корабли должны быть переданы ВМФ в 2025 и 2027 годах.

Прошлым летом, когда проектное водоизмещение составляло еще 33 000 тонн, появились сообщения, что такие корабли смогут нести на борту 16 «тяжелых» вертолетов, а также беспилотные летательные аппараты. В данном случае «тяжелый» означает, скорее всего, не гигантский Ми-26, состоящий на вооружении в воздушно-космических силах России, а вертолет типа ударного Ка-29. В авиаподразделении также будут вертолеты радиолокационного дозора Ка-31 и противолодочные / транспортно-боевые Ка-27, которые в прошлом почти всегда входили в состав корабельной палубной авиации.

Еще на корабле проекта 23 тысячи 900 будут вертолеты Ка-52К «Катран». Это морская версия ударного вертолета Ка-52, которая уже прошла корабельные испытания на «Адмирале Кузнецове». У «Катрана» складывающиеся лопасти и прочие особенности, обеспечивающие эксплуатацию с авианесущего корабля. Этот вертолет может нести на борту дозвуковые противокорабельные ракеты Х-35. Сухопутный вариант Ка-52 также используется на египетских универсальных десантных кораблях типа «Мистраль». Другие не относящиеся к палубной авиации вертолеты тоже могут временно базироваться на таких кораблях.

О типах беспилотников, которые будут размещены на проекте 23900, тоже ничего не сообщается, но одним из вариантов может стать беспилотный вертолет. В 2018 году Россия показала винтокрылый БПЛА на Параде Победы в Москве, который по непонятной причине тоже назвали «Катран». Что касается конфигурации и характеристик, то этот дрон похож на винтокрылый БПЛА Camcopter S-100 производства австрийской компании «Шибель» (Schiebel), который используется на кораблях типа «Мистраль» французских ВМС, а также на многих других военно-морских судах. На российских кораблях могут также разместить небольшие беспилотники с неподвижным крылом. Их состав может стать разнообразнее, если на вертолетоносцах установят легкие катапульты и какие-то тормозные и эвакуационные устройства. Эти системы не для пилотируемых самолетов, а для небольших дронов, и они позволят расширить дальность поиска и обнаружения целей, и решать другие задачи.

Даже если оставить в стороне те проблемы, которые в последнее время выпали на долю «Адмирала Кузнецова», можно сказать, что два современных универсальных десантных корабля намного лучше, чем один авианосец, возможности которого ограничены трамплинным взлетом и аэрофинишерной посадкой. Без стартовой катапульты его самолеты могут взлетать с ограниченной боевой нагрузкой и запасом топлива. Похоже, именно по этой причине во время сирийской кампании корабельные самолеты были переброшены на российскую авиабазу Хмеймим в провинции Латакия.

Кроме того, поскольку авианосец у России только один, использовать палубную авиацию можно нечасто, потому что этому кораблю нужен регулярный ремонт и обслуживание. Находясь в море, экипаж авианосца и его авиаподразделение большую часть времени будут заниматься плановой подготовкой, что еще больше ограничивает возможности по его боевому применению.

«Адмирал Кузнецов» далеко не лучшим образом показал себя во время единственного боевого похода в Средиземноморье, где его ценность была в основном символической. Кроме того, моряки оказались в неловком положении, потому что им пришлось доставать два истребителя с морского дна. Все это усиливает разочарование в авианосце среди моряков, а возможно, и среди российского военного командования. Кроме того, чрезвычайно велики затраты на эксплуатацию корабельной авиации, среди которой преобладают специализированные истребители различных типов. Отказ от авианосца высвободит большое количество средств. Финансовая ситуация в России такова, что она может отказаться и от «Адмирала Кузнецова» и от его авиационного крыла.

В конечном итоге универсальный десантный корабль многофункциональнее авианосца, даже не имея самолетов. Корабли проекта 23 тысячи 900 смогут брать на борт шесть десантно-высадочных средств для переброски на берег 75 бронемашин, 900 десантников и боевой техники с целью захвата плацдарма в ходе десантной операции. Но эти корабли смогут также выполнять функции плавучих госпиталей или флагманов при проведении прибрежных операций. С некоторыми модификациями и соответствующей авиационной группой на борту эти корабли смогут также осуществлять противолодочную борьбу, минирование и разминирование. Кроме того, десантные корабли такого типа неоднократно доказывали свою ценность и в небоевой обстановке, выполняя задачи по оказанию помощи при стихийных бедствиях и участвуя в гуманитарных миссиях.

Опыт, обретенный Россией при аннексии Крыма, наверняка продемонстрировал необходимость внести изменения в конструкцию десантных кораблей. Возможно также, что они будут принимать участие в арктических операциях, которым российские военные уделяют повышенное внимание. Давая в августе интервью ТАСС, руководитель судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов (в эту группу компаний входит завод «Залив») сказал, что в отличие от французских «Мистралей», корабли проекта 23 тысячи 900 смогут действовать в Арктике «в сопровождении ледоколов».

При этом десантные вертолетоносцы данного проекта смогут играть важную роль в военных кампаниях типа сирийской. Например, их вертолеты будут доставлять на берег силы специального назначения, проводить поисково-спасательные операции, осуществлять противолодочное и противокорабельное патрулирование и даже наносить авиаудары вблизи береговой линии.

Между тем, возникает впечатление, что у России нет особого желания строить авианосец на замену «Адмиралу Кузнецову». Появившиеся в 2017 году сообщения СМИ свидетельствуют о том, что плановые работы по проектированию авианосцев с ядерными силовыми установками и эсминцев для российского ВМФ отложены на неопределенный срок, и приоритет отдан более неотложным и важным оборонным программам.

В целом, в случае надлежащего финансирования новые российские универсальные десантные корабли существенно дополнят боевые возможности военно-морского флота, став в перспективе более ценным компонентом, чем авианосец времен холодной войны. Каким бы ни был в итоге их размер и состав авиакрыла, они будут обладать повышенной универсальностью боевого применения, выполняя более широкий круг задач. Более того, если Россия откажется от палубных самолетов, у нее появятся средства, чтобы в полной мере реализовать боевой потенциал двух новых кораблей.

 

Обсудить
Рекомендуем