Урядовий кур'єр (Украина): О чем мечтают ровесники оккупации Крыма

На украинском полуострове украинским детям прививают идентичность универсального российского гражданина

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Официальный печатный орган киевского правительства испытывает фантомные боли в связи с тем, что крымские дети растут патриотами России. За происходящим на полуострове внимательно следят «правозащитники» с материка, составляющие списки крымских педагогов, подлежащих наказанию за «нарушение законов и обычаев войны», и передающие их в фейковую «прокуратуру Крыма и Севастополя».

Оккупированный Крым. Севастополь. Первый в жизни школьный урок. Первая задача учителя — раскрасить государственный флаг и изобразить родной город. Маленькая рука старательно рисует море и военную подводную лодку. А потом по памяти раскрашивает российский флаг. Тема урока — моя Родина.

«Вот, имея такое сознание, украинские дети — почти ровесники оккупации Крыма выходят из детских садов. Уже на уровне садика малышам даже из проукраинских семей успевают вложить в голову российскую идентичность. Еще один пример. В прошлом году, когда в Крыму курсировал поезд с образцами вооружения и военными трофеями из Сирии, проходя мимо этой выставки, дошкольник у матери спросил: „А это что, наша Россия победила?" То есть ребенок уже понимает, что Россия воюет, знает, что такое победа в войне, и просит купить флаг РФ. Он знает в лицо Путина», — не понаслышке утверждает заместитель председателя правления Крымской правозащитной группы Владимир Чекрыгин, который сам родом из Севастополя, и у него осталось много связей в Крыму.

Программирование сознания

Можно только представить, что происходит на уровне школьного образования, когда уже приобщается Юнармия, другие псевдо патриотические организации, когда детей организованно водят на все выставки военной техники. И военные рассказывают им о преимуществах службы в российской армии, денежном довольствии, кредитах на жилье и т.д.

«Детям вдалбливают, и это даже делают родители, что быть в РФ военным или представителем силовых структур — одна из самых перспективных карьерных должностей. И с этим очень трудно бороться. В целом проводится огромное количество пропагандистских мероприятий. Приглашают боевиков из Донбасса, отношение которых к Украине известно. Несколько лет назад я читал письмо тринадцатилетней девочки, в котором она раскрывала свой мотив вступления в Юнармию, в настоящее время активно действующей в Крыму. Главный мотив — в том, что она услышала о событиях, которые происходят на Украине, что Украина может напасть на Крым и РФ. Поэтому она должна быть готовой к этому, уметь защищать родителей и новую Родину — Россию», — рассказывает Владимир Чекрыгин.

РФ с начала оккупации осуществляет масштабную пропагандистскую кампанию по побуждению молодежи Крыма вступать в свои вооруженные силы. Кроме всего прочего, РФ совершает военное преступление по призыву крымчан в армию, создавая все условия, чтобы этот процесс для них был максимально безболезненным, чтобы молодежь добровольно шла в Вооруженные силы, а затем продолжала службу по контракту.

«Максимально меняется не только отношение к Вооруженным силам РФ, но и сама идентичность крымской молодежи. На оккупированной территории проводят пропагандистскую кампанию, гораздо более жесткую, чем на территории РФ. Ведь там уже достаточно того, чтобы российские дети любили Россию, а тут еще стоит задача, чтобы они ненавидели Украину. То есть когда речь идет о милитаризации Крыма, то это не только об увеличении присутствия там военного контингента РФ. Правозащитники прежде всего фокусируются на проблемах милитаризации общества. И в этом году вместе с прокуратурой АРК мы сделали совместное представление в Международный уголовный суд, касавшееся милитаризации Крымского полуострова. Особое внимание в этом уделено проблеме милитаризации образования», — говорит эксперт.

Сеют не вечное и не доброе

Представительство президента Украины в АРК, Крымская правозащитная группа, Украинский Хельсинский союз по правам человека презентовали итоги исследования «Милитаризация крымских детей: кто лично несет за это ответственность». Сформирован перечень лиц, участвующих в милитаризации образовательного пространства Крыма и уничтожении национальной идентичности украинских детей на полуострове.

Как отмечает руководитель службы по вопросам реинтеграции и деоккупации АРК представительства президента Украины в АРК Елена Халимон, это сделано для привлечения внимания к массовым нарушениям в Крыму и предотвращения их в будущем.

«В перечень попали представители оккупационной власти и сектора образования Крымского полуострова, действия которых привели и способствуют формированию в сознании крымских детей культа войны, насилия, восприятия Украины и западных стран как врагов, оправдание преступлений советской власти, искажение фактов о событиях на Украине и тому подобное. Детей в школах и институтах готовят сражаться с оружием в руках за новую Родину — Россию.

В школах после оккупации Крыма в 2014-м году учителя заставляли детей выносить на свалку украинские учебники, портреты Шевченко. Таково было резкое изменение поведения учителей, которые должны сеять доброе, вечное, мудрое. Не все учителя или педагоги в оккупации предатели и должны нести ответственность. Однако те, кто сознательно милитаризирует образовательное пространство, должны быть известны и должны знать, что рано или поздно их за это накажут», — отмечает она.

К слову, это не первое такое исследование. Ранее представительство президента обнародовало перечень физических и юридических лиц, касающийся персонального состава российских оккупационных властей в Крыму. Также собирали информацию о «судьях» — гражданах РФ. Все материалы поступали в адрес министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины и прокуратуры АРК и города Севастополя для рассмотрения вопроса о применении Советом национальной безопасности и обороны санкций и предоставления правовой оценки изложенным фактам или привлечения этих сведений к уже имеющимся уголовным производствам.

Добровольное принуждение

Руководитель образовательного направления Украинского Хельсинского союза по правам человека педагог Валентина Потапова отмечает, что образование всегда формировало культуру мира, культуру понимания.

«Право на образование закреплено во многих международных документах. Один из них — Конвенция по правам ребенка (РФ ее ратифицировала), статья 29 которой утверждает, что образование должно направляться на воспитание у детей уважения к культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения. Ее направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, на то, чтобы дети, не вредя собственной идентичности, понимали, что есть другие культуры, языки и нужно жить в мире.

В Крыму этот курс исчез. Есть лишь курсы, направленные на формирование патриотического воспитания РФ. А в учебниках по истории недопустимо обвиняют крымско-татарский народ в предательстве во время Второй мировой войны. Это и многое другое стало нормой на полуострове», — с грустью отмечает Валентина Потапова, родившаяся в Ялте.
Она обращает внимание на решение Европейского суда по правам человека, который очень подробно объясняет действие права на образование в случае оккупационного или сепаратистского режима.

«Согласно разъяснениям, именно родители несут ответственность за образование и обучение их детей. Но этого права у родителей в Крыму нет, как и нет права влиять на выбор языка, вступления в Юнармию. Несмотря на то что задекларирована добровольность этого вступления, действия педагогов направлены на то, чтобы заставить родителей отдавать туда детей. Известно, что происходит, когда дети и их родители против вступления в Юнармию: они становятся объектами буллинга. Для родителей очень труден моральный выбор: либо ребенок становится объектом буллинга, либо пишем заявление на его вступление в Юнармию. Не осуждаю родителей, потому что не знаю, что сделала бы я на их месте. Ответственность за формирование такой среды лежит на педагогах разного уровня. И если учителя должны нести моральную ответственность, то должностные лица — совсем другую», — считает она.

Валентина Потапова вспомнила решение Европейского суда от 2012 года в деле против Молдавии и России, которым РФ была признана нарушителем за то, что в Приднестровской республике Молдавии сепаратистское правительство лишило молдавских школьников права обучаться на официальном языке страны. Суд указал, что такое лишение права учиться на родном языке, изучать родную историю незаконно и преследует цель русификации языка и культуры молдавского общества, объединение Приднестровья с Россией и отделение от Молдавии. И здесь нетрудно провести аналогию с Крымом.

«Например, в школах Крыма нет ни одного урока по истории Украины. Есть одна школа возле Феодосии, пример которой оккупанты приводят, отчитываясь, что есть таки школа, где на украинском языке учат двести шесть детей. Но там нет факультативов или кружков, изучающих культуру украинского народа, литературу, историю. Там только кружки спортивного или военного направления, где формируют ненависть к Украине», — говорит эксперт.

Предателей накажут

Она обнародует перечень лиц, участвующих в милитаризации образовательного пространства Крыма и уничтожении национальной идентичности украинских детей на полуострове. В него вошли Наталья Гончарова (гражданка Украины), которая в 2014-2019 годах была так называемым министром образования, науки и молодежи республики Крым. До того она длительное время работала в системе украинского образования. Именно на ней лежит ответственность за организацию системы милитаризации детей, уничтожение доступа к украинскому языку.

Переняла эстафету от предшественницы и новый так называемый министр образования, науки и молодежи Валентина Лаврик (украинка). О начальнике управления образования администрации города Ялта Ренарде Кутковском (украинец) эксперт говорит, что Ялта всегда была интернациональным городом. Там никогда не было военных. А Кутковский создал систему кадетских классов, заменившую систему клубов интернациональной дружбы и изучения иностранных языков.

В перечне и начальник департамента образования и науки города Севастополь Елена Богомолова (украинка). Директора школ, которые есть в списке, попали в него за то, что особенно активны в проведении мероприятий военно-патриотического воспитания детей. Речь идет о Трещевой Натальи (украинка), поклонницы не только кадетских, но и «казачьих» классов, и Ленуру Билялову (национальность неизвестна).

«Система высшего образования в Крыму была уничтожена, когда почти все вузы полуострова объединились в образовательный монстр — Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. При содействии и. о. ректора Андрея Фалалеева, который также есть в перечне, университет очень быстро присоединился к милитаризации Крыма. Была организована подготовка офицеров, солдат запаса для армии государства-оккупанта. В списке представители Крымпатриотцентра, который занимается юнармией, Владимир Кривошеев (украинец), Андрей Шпарев (гражданство неизвестно), председатель регионального отделения ДОСААФ Андрей Попов (украинец), директор Международного детского центра «Артек» Константин Федоренко (россиянин). Последний способствует превращению центра в лагерь Российского военно-патриотического воспитания и пропаганды российского Крыма. А еще уполномоченная по вопросам прав ребенка Ирина Клюева (украинка). Она должна знать статью 29 Конвенции по правам ребенка, но приобщена к политике милитаризации детей Крыма (хотя, согласно конвенции, ребенок должен готовиться к миру, а не к войне)», — говорит Валентина Потапова.

Список направлен в минреинтеграции и прокуратуру АРК и города Севастополь. Как сообщила прокурор прокуратуры Ольга Пирогова, в настоящее время документируются нарушения прав ребенка в Крыму. Одно из самых распространенных и серьезных преступлений — пропаганда службы в армии страны-оккупанта среди детей.

За такие действия готовится сообщение о подозрении одному из организаторов пропагандистских мероприятий, за что предусмотрена уголовная ответственность (часть первая статьи 438 УК). Всю информацию о лицах, реализующих политику пропаганды, документируют в рамках соответствующего уголовного производства и при достаточности доказательств все причастные будут привлечены к уголовной ответственности. Устанавливают факты разжигания межнациональной и межэтнической вражды. Активно документируют ситуацию о состоянии образования.

Специалист призывает общественные организации, государственные учреждения информировать прокуратуру автономии о всех нарушениях прав человека на временно оккупированном полуострове ради привлечения виновных к ответственности.

Обсудить
Рекомендуем