Незаконно ввозимый гидрофторуглерод (ГФУ), так называемый суперзагрязняющий газ, широко используемый в холодильных системах супермаркетов, заполняет испанский рынок и в то же время подрывает деятельность европейских стран по сдерживанию климатических изменений. Применение этих суперзагрязняющих веществ регулируется европейскими и международными протоколами, одна из целей которых — постепенное снижение потребления ГФУ. Однако его незаконный импорт из Китая (и других стран, не являющихся членами ЕС) представляет серьезную угрозу этим планам.
Выброс ГФУ в атмосферу негативно влияет на процесс глобального потепления, именно поэтому они являются одними из шести видов парниковых газов, находящихся под международным контролем. Помимо холодильных установок, данные хладагенты также используются в системах кондиционирования воздуха автомобилей и больниц.
Тем не менее, ситуация вышла из-под контроля. Испания — страна с самым большим незаконным импортом газов-хладагентов в Европе; по оценкам экспертов, треть этих хладагентов завезены путем контрабанды. Об этом заявил Диего Гарсия (Diego García), генеральный директор компании Kimikal и представитель испанской Ассоциации предприятий в области холодильного оборудования и технологий (AEFYT).
Ежегодно на рынок Испании попадает более 4,6 миллиона тонн (в эквиваленте CO2) ГФУ (ГФУ бывают разные, но их количество измеряется в значении потенциала глобального потепления, эквивалентном значению CO2). (Примечание: Потенциал глобального потепления (ПГП) — это мерило относительного воздействия различных газов на глобальное потепление).
«Каждый год в Испании потребляется 17 миллионов тонн ГФУ-эквивалента, и, по нашим оценкам, 4,6 миллиона тонн из них поступают на рынок нелегальным способом. Таким образом, Испания — страна с самым большим незаконным импортом», — отметил Диего Гарсия.
План по сокращению ГФУ — одних из самых опасных для экологии газов
Из-за мощного воздействия газов-хладагентов на глобальное потепление ЕС принял Положение № 517/2014 по фторсодержащим газам (F-газам), которое предусматривает постепенный вывод ГФУ из обращения и создание альтернативных технологий, безопасных для окружающей среды.
Цель стран Евросоюза — к 2030 году сократить потребление ГФУ на 79% по сравнению с уровнем потребления 2009-2012 годов. Для этого необходимо постепенное сокращение производства и импорта гидрофторуглеродов посредством снижения квот на их импорт (в идеале количество ввозимых ГФУ должно контролироваться уже на границах Евросоюза, до того, как вредные газы ввезут в Испанию или другую отдельную страну ЕС). Однако черный рынок со своим массовым импортом не подчиняется данным нормативам.
По словам специалистов, о незаконном импорте ГФУ в Испанию стало известно после того, как в 2014 году был введен налог на фторсодержащие газы, что способствовало росту контрабанды. Будучи более дешевой, такая продукция является более конкурентоспособной — многие пользователи холодильных установок и систем кондиционирования воздуха делают выбор в ее пользу и таким образом уходят от уплаты налога.
С другой стороны, Диего Гарсия уверен, что ситуация в Испании усугубилась из-за сокращения ежегодных квот на импорт ГФУ (начавшегося в 2018 году с уменьшения объема импорта на 37% для каждой страны-члена ЕС), что негативно отразилось и на других европейских странах. «С момента вступления в силу закона о налоге на F-газы и положения об ограничении их использования посредством сокращения квот на импорт никаких положительных изменений в Испании не произошло. Наоборот, мы заметили подозрительно массовое появление на рынке продуктов, предоставляемых другими дистрибьюторами по сниженным ценам», — подчеркнул эксперт.
Как следствие, импорт газов-хладагентов превышает установленную для Испании квоту. Согласно Положению № 517/2014, для каждой страны определено максимальное значение импорта, однако на границах оно не контролируется. Таможни в праве досмотреть груз на въезде, однако никто не считает ни суммарный объем импортируемых газов, ни превышает ли этот суммарный объем установленную квоту. По этой причине ГФУ поступают на рынок в большем объеме, чем это закреплено в упомянутом соглашении между европейскими странами.
Данная ситуация связана также и с тем, что импортируемая продукция ввозится через любую европейскую таможню, а между таможнями разных стран сообщение отсутствует. Предполагается, что механизм «единого окна» появится к 2025 году.
Сокращение импортных квот и контрабанда привели к тому, что организации стали массово уклоняться от уплаты налогов. «По подсчетам, из-за того, что учреждения уклоняются от уплаты налогов на фторсодержащие газы, в Налоговую службу Испании не поступило около 50 миллионов евро», — добавил господин Гарсия.
Проблема общеевропейского масштаба
Масштабы черного рынка в Европе впечатляют. По данным исследования, проведенного консалтинговой компанией Oxera, и аналитических данных Европейского технического комитета по фторуглеродам (EFCTC), в 2018 году объемы незаконной торговли ГФУ в Евросоюзе составили около 34 миллионов тонн CO2 эквивалента, которые заняли около 33% легального рынка газов-хладагентов.
Более того, логично предположить, что с новым сокращением квот в 2021 году размеры черного рынка увеличатся, только если не примут меры по его сдерживанию, поскольку урезанный объем импорта ГФУ будет возмещаться контрабандной продукцией.
Все это отразится на целях устойчивого развития, которые ставит перед собой ЕС.
«В 2021 году общая квота на импорт ГФУ снова сократится. Это делается для того, чтобы облегчить переход на хладагенты с низким потенциалом глобального потепления. Однако это может привести к нехватке ГФУ и, следовательно, к увеличению незаконного импорта и торговли газами», — заявил Мурли Сухвани (Murli Sukhwani), член Европейского технического комитета по фторуглеродам, входящего в состав Европейского совета химической промышленности (CEFIC).
Нелегальная торговля ГФУ сказывается на деятельности малых и средних предприятий, «80% которых уже прекратили свое существование, не выдержав конкуренции с черным рынком», — отметил господин Сухвани.
В администрации предложили ужесточить таможенный контроль, требуя от импортеров наличия лицензии на ввоз продукции. Мурли Сухвани не считает данную меру уместной ввиду того, что на границах объем товаров отслеживается недостаточно. «Этого недостаточно; это в несколько раз увеличило бы бюрократическую волокиту, однако никак не исправило бы ситуацию, поскольку сообщение между таможнями отсутствует», — добавил он.
Министерство экологического перехода сообщает, что в 2019 году удалось пресечь незаконный ввоз партий гидрофторуглерода в Испанию. В общей сложности, по данным, представленным испанскими компаниями-импортерами ГФУ Европейскому агентству по окружающей среде (как это обозначено в Положении ЕС № 517/2014 по фторсодержащим газам), в 2019 году в страну импортировали 3600 тонн ГФУ.
«Ввозимые ГФУ подлежат проверке на испанской таможне, где контролируют, зарегистрированы ли компании-импортеры на портале Положения № 517/2014», — заявили представители министерства. «В течение 2019 года удалось предотвратить несколько попыток ввоза газов-хладагентов, не соответствующих требованиям. Кроме того, в настоящее время для того, чтобы проверить, законный ли газ ввозится на территорию страны, на таможнях проводится отбор проб из баллонов ГФУ», — добавили представители.
Министерство экологического перехода обращает внимание на принимаемы меры по предупреждению и предотвращению контрабанды. «Испания не входит в число европейских стран, в которых фиксируется большое количество контрабандного ГФУ», — заявили в министерстве.
La Vanguardia: Какие дополнительные меры принимаются? Участвует ли в этом Служба охраны природы?
Министерство экологического перехода: Служба охраны природы также проводит контрольно-инспекционные мероприятия. Недавно в сотрудничестве с Налоговой службой была проведена операция «Fluoris», в ходе которой было изъято около 20 тысяч килограммов ГФУ (около 40 тысяч тонн в эквиваленте CO2) в неперерабатываемой упаковке и было арестовано несколько человек в провинциях Гранада и Альмерия.
— Какую роль играет в этом Министерство экологического перехода?
— Мы обучаем испанских таможенников и сотрудников Службы охраны природы и при необходимости консультируем их в процессе работы. Мы также контролируем обязательства испанских компаний, зарегистрированных на портале Постановления ЕС № 517/2014. За последние 5 лет более 100 предприятий были привлечены к исполнению своих обязательств в принудительном порядке. Наконец, министерство участвует в конгрессах и конференциях, организуемых бизнес-ассоциациями с целью распространения и повышения осведомленности о необходимости соблюдения обязательств по упомянутому положению ЕС и предотвращения незаконной торговли этими газами. Международным сообществом признается вклад Испании в борьбе с незаконным оборотом газов-хладагентов, в том числе и тех, которые разрушают озоновый слой — гидрохлорфторуглеродов, ранее применявшихся в качестве хладагентов. Так, заслуги Испании были отмечены на нескольких совещаниях Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.
— Участники отрасли утверждают, что введенный государством налог только способствует контрабанде.
— Национальный налог на фторсодержащие газы, введенный на основании статьи 6 Закона № 16/2013 от 29 октября, оказал положительное влияние на переход к альтернативным ГФУ технологиям с низким ПГП. Также удалось значительно сократить выбросы ГФУ, мобилизовать экономические ресурсы и создать рабочие места в области устойчивых технологий. Кроме того, Испания ставилась в пример на таких международных площадках, как Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата и Организация экономического сотрудничества и развития.
— Однако есть и экономическое мошенничество…
— По сообщениям бизнес-ассоциаций, мошеннические манипуляции с налогами действительно случаются, особенно при совместных закупках из близлежащий стран, например, Португалии и Франции. Для предотвращения подобных преступлений Налоговая служба проводит специальные проверки.
— И контрабанда…
— Что касается контрабанды и незаконного импорта ГФУ, то, согласно исследованиям, проведенным Европейской комиссией и другими учреждениями, такими, как Агентство экологических исследований (EIA), Испания не входит в число европейских стран, в которых фиксируется большое количество контрабандного ГФУ. К последним относятся страны Восточной Европы.
— Как вы оцениваете план ЕС по ограничению использования ГФУ?
— Положение № 517/2014 устанавливает график постепенного сокращения ГФУ таким образом, чтобы к 2030 году сократить потребление ГФУ на 79% по сравнению с уровнем потребления 2009-2012 годов в эквиваленте CO2.
Этот план соответствует обязательствам Евросоюза в рамках Кигальской поправки к Монреальскому протоколу, в которой установлен график постепенного сокращения производства и торговли ГФУ по всему миру.
В настоящее время данное положение пересматривается с целью усовершенствовать реализацию графика сокращения ГФУ, усилив работу механизмов контроля государств-членов ЕС и Европейской комиссии над незаконным импортом газов.
На рынке уже появились экологически чистые вещества-заменители ГФУ, «но при наличии такого количества незаконно ввезенных газов спроса на их безопасные аналоги нет», — подвел итоги Мурли Сухвани. И добавил: «Все это негативно сказывается на поставленных Евросоюзом целях устойчивого развития, хоть статистика об этом и умалчивает».
Операция «Fluoris». Служба охраны природы приступает к действиям
Между тем, в министерстве заявили, что они в курсе проблемы и находятся в поисках ее решения. Служба охраны природы также проводит контрольно-инспекционные мероприятия. Недавно в сотрудничестве с Налоговой службой была проведена операция «Fluoris», в ходе которой было изъято около 20 тысяч килограммов ГФУ (около 40 тысяч тонн в эквиваленте CO2) в неперерабатываемой упаковке и было арестовано несколько человек в провинциях Гранада и Альмерия.
Столкнувшись с реальными доказательствами этой проблемы, Европейский технический комитет по фторуглеродам и Ассоциация предприятий в области холодильного оборудования и технологий призвали субъекты этой отрасли ответственно подойти к своей работе и сообщать в соответствующие органы о любой подозрительной деятельности через специальные анонимные каналы связи, которые контролируются независимой организацией, чтобы совместными усилиями ликвидировать черный рынок.