Foreign Policy (США): катастрофа с вакцинами в Европе — это не их нехватка

Хотя Евросоюз пытается приобрести больше вакцин, он не может эффективно использовать те, которые у него уже есть

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Вакцинация от коронавируса в Европе оказалась под угрозой срыва. Теперь в ЕС нарастает медицинский, экономический и политический кризис из-за сохраняющейся неспособности континента вакцинировать свое население. Однако причины нынешнего хаоса в ЕС гораздо сложнее, считает автор.

В Европейском союзе нарастает медицинский, экономический и политический кризис из-за сохраняющейся неспособности континента вакцинировать свое население. Учитывая большое число заболевших, госпитализированных и умерших, во многих государствах-членах экономика ЕС остается в значительной степени парализованной из-за карантина, распространяется все больше штаммов вируса, и обвиняют в этом как Европейскую комиссию, ответственную за закупку вакцин для блока, так и фармацевтические компании, которым поручено их производство. Однако причины нынешнего хаоса в ЕС гораздо сложнее.

В начале пандемии Еврокомиссии было поручено закупить вакцины против COVID-19 для всего Евросоюза. Это был самый разумный политический путь, поскольку иначе, скорее всего, война между государствами-членами, которая привела к введению государственного контроля над экспортом средств индивидуальной защиты в начале пандемии, стала бы более ожесточенной. Но у Комиссии не было опыта ведения переговоров о крупномасштабных закупках лекарств. И, как оказалось, учиться этому по ходу дела в разгар самого страшного в Европе кризиса здравоохранения за последние 100 лет — не самая лучшая идея.

ЕС, похоже, приступил к общим массовым закупкам вакцин, прежде всего имея в виду экономию за счет масштабов, то есть, используя позицию континента на рынке для переговоров о льготной цене. Однако с общечеловеческой и макроэкономической точки зрения это не имело особого смысла: основным приоритетом должны быть неотложность и скорость поставок, поскольку потенциальные инфекции были бы предотвращены, а экономия средств в результате возобновления функционирования экономики ЕС раньше, чем ожидалось, превзошла бы любую экономию затрат на более дешевых вакцинах. Правительства стран, не входящих в ЕС, таких как Израиль и Великобритания, которые принимали решения о закупках быстрее и менее задумывались о цене, успешнее справились с заблаговременной закупкой вакцин.

Недовольство, с которым руководство ЕС реагирует на звучащие в последние несколько недель заявления компаний «Пфайзер-БиоНтек» (Pfizer-BioNTech) и «АстраЗенека» (AstraZeneca) о том, что объемы поставок их вакцин в Европу будут какое-то время меньше, чем было согласовано, вполне оправдано. В ответ Европейская комиссия объявила об обязательном уведомлении об экспорте вакцин, обязав экспортеров вакцин ЕС уведомлять регулирующие органы ЕС (по сути, запрашивать у них разрешение), прежде чем отправлять вакцины за пределы континента.

Не факт, что повышение прозрачности в отношении того, куда именно продаются вакцины, это плохо. Но если ЕС будет действовать с позиций «вакцинного национализма» до такой степени, что будет отказывать компаниям в их праве экспортировать вакцины по контракту, пока ЕС не обеспечит себя своими собственными вакцинами, это будет означать катастрофическую политическую ошибку. Система поставок вакцин всегда является сложной. Работа европейских производственных предприятий зависит от материалов, поступающих из-за пределов ЕС. Если ЕС запретит экспорт, это обязательно вызовет ответные меры со стороны других стран, что приведет к дальнейшему сокращению и без того невысокой производительности предприятий ЕС, выпускающих вакцины. Настойчивое требование вакцинировать в первую очередь европейцев также помешало бы осуществлению здравой политической цели ЕС — помочь вакцинировать население всего мира, отчасти по моральным соображениям, а отчасти для того, чтобы в дальнейшем избежать возвращения в ЕС мутировавших вариантов вируса COVID-19. Таким образом, введение Евросоюзом ограничений на торговлю и экспорт вакцин может привести к повышению смертности среди европейцев во время этой пандемии.

Вместо того чтобы идти по этому опасному пути, европейские страны должны сосредоточиться на решении более простых задач — они должны направить свои усилия на более эффективное использование вакцин, которые они уже получили. В этом отношении не может быть никаких сомнений в том, что они не совсем справляются со своей задачей.

Даже через месяц с лишним после того, как 21 декабря Евросоюз одобрил к применению первую вакцину, масштабы использования вакцины в странах ЕС по-прежнему существенно отличаются. При этом данные, свидетельствующие о том, что среди государств-членов ЕС получили распространение передовые эффективные методики, практически отсутствуют.

По состоянию на 25 января Дании и Мальте удалось использовать более 100% вакцин, предоставленных им Евросоюзом, потому что они смогли получить из каждого флакона большее количество доз, чем предусмотрено официально. Это резко отличается от, например, примерно 11% вакцин, использованных в Болгарии, 23% в Нидерландах, 49% во Франции, 62% в Германии и 57% в ЕС плюс в Норвегии в целом. Другими словами, если бы все страны ЕС, в которых программа вакцинации действует уже месяц, научились поводить вакцинацию так же эффективно, как Дания, более шести миллионов европейцев уже получили бы хотя бы одну дозу вакцины от COVID-19. Это составляет более 7% населения в возрасте старше 65 лет в ЕС плюс Норвегия.

В географическом плане все государства-члены ЕС отличаются, и во многих из них провести вакцинацию всех людей, входящих в группы риска, гораздо труднее, чем в Дании, где большая часть населения живет на одном острове. Они также выбрали различные стратегии массовой вакцинации, что могло бы повлиять на эти статистические данные. Например, можно было бы быстрее провести вакцинацию, сосредоточившись на медицинских работниках, которым можно вводить вакцину на рабочих местах, где зачастую находится основное их количество, чем, скажем, в первую очередь вакцинировать только людей самого старшего возраста, многие из которых живут дома в районах, расположенных на большом расстоянии друг от друга.

Но некоторые варианты проведения вакцинации вряд ли оправданы. Уровень использования имеющихся вакцин в ЕС в целом, составляющий 57%, означает, что некоторые страны Евросоюза, возможно, проводят вакцинацию двумя дозами, зарезервировав для каждого вакцинируемого вторую дозу сразу после получения первой, то есть, используя только 50% доступных вакцин. Было бы нелепо защищаться от маловероятного полного прекращения поставок в будущем за счет вакцинации более уязвимых европейцев хотя бы первой дозой сегодня.

Массовая вакцинация от COVID-19 также показала, что в некоторых европейских странах, таких как Нидерланды, отсутствует централизованный компьютеризированный регистр вакцинации, что, очевидно, усложнило проведение массовой вакцинации с использованием двухдозной вакцины в короткие сроки, из-за чего у властей нет возможности следить за ходом вакцинации. Другим государствам-членам пришлось собирать данные о вакцинации по факсу. Вне всякого сомнения, эти страны теперь сожалеют, что до пандемии не выделяли достаточных средств на развитие информационных технологий в сфере здравоохранения. После окончания пандемии в политической повестке дня в сфере здравоохранения более важным были бы, наверное, не эффективность и более низкая цена (вакцин), а способность работать в экстремальных ситуациях и способность перестраиваться с учетом обстановки. Но еще не поздно инвестировать в модернизацию инфраструктуры вакцинации прямо сейчас, даже если на первых порах из-за этой модернизации приходится на некоторое время откладывать массовую вакцинацию.

Евросоюз оказался в экономически и политически взрывоопасной ситуации. Без дополнительных поставок вакцин ЕС не сможет быстро восстановить свою экономику, по крайней мере, без губительных последствий в виде огромного числа жертв пандемии. Быстро решить проблему не удастся и в ближайшие недели, поскольку невозможно каким-то чудесным образом в один миг создать производственные комплексы по производству вакцин. Если Европа хочет получить большее количество доз эффективных вакцин производства компаний «Пфайзер-БиоНтек», «Модерна» (Moderna) и «АстраЗенека», ей надо было рискнуть и заказать их летом и осенью 2020 года, а не сейчас.

Теперь ЕС должен принять обязательство, по-настоящему поклясться, словно Гиппократ, не причинять дальнейшего вреда. Континент должен воздерживаться от действий с позиций «вакцинного национализма» и запретов на торговлю вакцинами и их компонентами. Разумеется, Европа должна настаивать на том, чтобы фармацевтические компании соблюдали условия контрактов, заключенных с Еврокомиссией, и приняли срочные меры, чтобы в течение ближайших месяцев обеспечить дополнительные поставки вакцин. Если в ближайшие недели будут одобрены к применению в странах ЕС вакцины компаний «АстраЗенека», а также «Джонсон и Джонсон» (Johnson & Johnson), во втором квартале 2021 года система поставок вакцин должна быть кардинально усовершенствована.

Но прежде всего страны ЕС должны уделить основное внимание использованию в полном объеме вакцин, которые у них уже есть, для защиты от коронавируса европейцев, входящих в группу риска. Ни под каким предлогом нельзя отказываться от гораздо более амбициозных стратегий проведения массовой вакцинации. Преимущества вакцинации всего населения европейцев в возрасте старше 16 лет к концу июня намного превышают все вероятные экономические издержки — и эта задача все еще выполнима. (Действительно, Дания выполнила ее, несмотря на недавние задержки в поставках вакцин). Для такой большой и богатой группы стран, как ЕС, это является задачей первостепенной важности, пренебрегать которой не может себе позволить никто.

Обсудить
Рекомендуем