Алма-Ата, Казахстан — Казахстан и Туркмения готовятся начать вакцинацию от коронавируса российским препаратом «Спутник V» — и, похоже, Россия опережает Китай в вакцинной дипломатии и борьбе за сердца и умы Средней Азии.
«Спутник V», одобренный во вторник медицинским журналом «Ланцет» (The Lancet) как «безопасный и эффективный», получил в регионе широкое распространение: его поставки уже налажены в Казахстан и Туркмению. Узбекистан, где проводятся испытания китайской вакцины, — единственная страна региона, развернувшая масштабное сотрудничество с Пекином.
Во время пандемии Пекин воспользовался своей мягкой силой, наладив поставки столь необходимых медицинских товаров и иной помощи странам Средней Азии, где его влияние как инвестора и торгового партнера неуклонно растет. Однако Россия привыкла считать этот регион своим тылом и вновь заявляет о своем присутствии — посредством вакцинации.
Казахстан стал первой среднеазиатской страной, начавшей в минувший понедельник массовую вакцинацию российским препаратом «Спутник V». Казахстан также намерен наладить собственное производство на фармацевтическом заводе в Караганде.
Руководитель аналитического отдела центра управления политическими рисками PRISM Бен Годвин (Ben Godwin) не удивлен, что Казахстан сделал выбор в пользу российского препарата.
«Что касается Казахстана, то Россия остается его главным политическим союзником, и поэтому ему кажется, что он обязан принять российскую вакцину на раннем этапе», — сообщил Годвин.
Казахстан, где зарегистрировано порядка 250 000 случаев covid-19 и более 3 000 летальных исходов, планирует привить до 6 миллионов из своего 19-миллионного населения к концу 2021 года. Добровольная программа нацелена в первую очередь на работников здравоохранения, учителей, студентов, сотрудников правоохранительных органов и группы повышенного риска.
Вариант «Спутник V» местного производства должен поступить к середине этого месяца. Программа вакцинации ускорится в апреле, когда ожидается запуск казахстанской вакцины QazCovid-In.
Узбекистан заказал в сентябре прошлого года 35 миллионов доз «Спутника V», но значительных количеств пока не получил. В отличие от соседей, Ташкент решил подстраховаться, проводя испытания китайской вакцины от компании Anhui Zhifei Longcom Biopharmaceutical. Количество участников третьей стадии клинических испытаний выросло с 5 000 до 9 000 человек.
«Узбекистан изо всех среднеазиатских стран наиболее открыт китайской „ковидной дипломатии"», — отмечает Годвин.
Узбекистан видит в Китае ключевого партнера и сблизился с Пекином во время пандемии еще больше. «Экономическое взаимодействие с Китаем — важный элементом амбициозных планов президента [Шавката] Мирзиёева по развитию узбекской экономики», — добавил он.
Наряду с участием в экономической сфере Китай предложил помощь в области медицины. «Мы видели, как Китай отправлял в Узбекистан экспертов, доставлял помощь и проводил онлайн-обучение и обмены медицинским персоналом по вопросам лечения covid-19», — сказал Годвин.
Однако широкая общественность Узбекистана лучшим партнером, который поможет стране преодолеть пандемию covid-19, по-прежнему видит Россию. Около 60% респондентов в опросе исследовательского агентства «Барометр Средней Азии» (Central Asian Barometer) оценили Россию положительно.
Кроме того, Россию предпочли чуть более половины казахстанских респондентов и 75% киргизских.
Чтобы ускорить массовую вакцинацию, Узбекистан, где зарегистрировано почти 80 000 случаев заболевания и более 600 смертей, полагается и на инициативу Всемирной организации здравоохранения COVAX. Программа призвана обеспечить доступ к вакцинам странам с низкими доходами. Первые 100 000 доз вакцины Pfizer-BioNTech Узбекистан рассчитывает получить в конце этого месяца.
Киргизия с ее 85 000 случаями и 1 400 смертельными исходами объявила в среду о планах начать комплексную трехэтапную программу вакцинации по мере поступления препаратов. Страна рассчитывает воспользоваться запасами вакцины Oxford-AstraZeneca через программу COVAX и начнет с наиболее уязвимых групп и работников на передовой. Российский «Спутник V» пока ожидает утверждения.
Как и в Казахстане, выбор нового правительства Садыра Джапарова в пользу китайских вакцин вызвал бы массу нареканий. Отношения между странами остаются непростыми после восстания в октябре прошлого года, когда предыдущий президент Киргизии покинул пост, а правительство рухнуло. Во время беспорядков китайские шахты и нефтеперерабатывающий завод стали жертвами вымогательства и угроз расправы.
В Таджикистане потребность в массовой вакцинации, возможно, не стоит столь остро: президент Эмомали Рахмон в своем новогоднем обращении даже провозгласил победу над вирусом. Несмотря на столь очевидный успех, страна подписалась на 1,8 миллиона доз в рамках инициативы COVAX и в настоящее время присматривается к «Спутнику V». В Таджикистане зарегистрировано более 13 000 заболеваний и 90 смертей, хотя с начала исследования зафиксировано лишь три новых случая.
Туркмения, со своей стороны, готовит план вакцинации ключевых сотрудников, несмотря на официальную позицию, что случаев коронавируса в стране не выявлено ни одного. 18 января Туркменистан первым из стран Средней Азии одобрил «Спутник V». В прошлую субботу страна получила крупную партию вакцины, а в конце этого месяца ожидается еще бóльшая. Программа вакцинации предположительно начнется 15 февраля.
Ранее президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов — бывший стоматолог, гордящийся своими медицинскими знаниями, — предположил, что остановить распространение болезни поможет окуривание лекарственной травой гармалой.
В декабре он превозносил достоинства корня солодки в борьбе с вирусом. Но поскольку в октябре в Туркменистане состоится глобальное спортивное мероприятие — чемпионат мира по велоспорту на треке — похоже, правительству все же пригодится дополнительная помощь в борьбе с covid-19.