Zaxid (Украина): мертвая удавка украинской законности

Судьи стали жрецами и главными охранниками системы

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинское руководство, жонглируя изменениями в конституции, обособило всю вертикаль власти — от президента до контролируемого им парламентского большинства. А под видом сохранения якобы независимой судебной ветви власти создали касту неприкасаемых и неподконтрольных ни обществу, ни законам судебных функционеров.

«Всякое право устанавливается ради людей» — гласит латинский принцип.

Каждый юрист еще со студенческой скамьи знает, что такое принцип верховенства права. И то, что право первично, а закон вторичен. Потому что законы пишут люди с определенным уровнем компетентности, своим мировоззрением, скрытыми намерениями и, что особенно важно — при определенных общественно-политических обстоятельствах. Декларативная часть законов может быть настолько в совершенстве выписанной, что комар носа не подточит. Поэтому многие юристы еще и теперь приводят в пример Сталинскую Конституцию 1936 года. Которая гарантировала гражданам СССР всеобщее, прямое и равное избирательное право. Право на труд и отдых, пенсию в старости и в случае болезни. И самое смешное — свободу совести, слова, печати и право на проведение собраний и митингов. А на самом деле советские граждане получили ГУЛАГ, диктатуру одной партии и массовые репрессии. Колхозное крепостничество и тотальный беспредел.

Не буду вдаваться в исторические банальности, а сразу перейду к делу. Советская система так формулировала законы СССР, чтобы граждане никогда не воспользовались ими в свою защиту, но в то же время давала возможность соответствующим органам жесточайше их наказывать. Законы коммунистическая система использовала по принципу: «Закон как дышло, куда повернула партия, туда и вышло». К слову, крупнейшими тогда считались преступления политического и идеологического характера.

К счастью, мы живем не в сталинском и даже не в брежневском времени. Украина не на острове и не за железным занавесом. Существуют разнообразные экспертные комиссии Совета Европы (например, Венецианская) и Евросоюза. Основательно выписаны принципы международного права. Достаточно исправно действует Европейский суд по правам человека, где можно обжаловать несправедливые решения национальных судов. Относительно Украины существуют дополнительные рычаги влияния, такие как соответствующие требования стран финансовых доноров. И это не проявление внешнего управления, как это пытаются представить сподвижники системы, а попытки получить гарантии, что помощь и кредиты не будут бесследно разворованы. Соответственно, страны-доноры тщательно следят за внедрением антикоррупционного законодательства. За созданием соответствующих органов, их деятельностью и за независимостью от позиции чиновников высокого ранга.

Фактически каждый финансовый транш на Украине сопровождался требованиями немедленно создать не только Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции, Специализированную антикоррупционную прокуратуру, но и Высший антикоррупционный суд. Стоит заметить, что все эти антикоррупционные органы появились не по желанию украинской политической элиты. Напротив, эта десятилетиями неизменная элита настолько приспособила национальное законодательство и даже традиционное разделение власти на независимые: законодательную, исполнительную и судебную — себе на пользу, что фактически превратилась в тайную правящую клику, то есть систему.

Жонглируя изменениями в конституции относительно того, каким государством является Украина — парламентско-президентским или президентско-парламентским, системе удалось почти полностью нивелировать роль должности премьер-министра в системе исполнительной власти. Обособить всю вертикаль от президента и часто контролируемого им парламентского большинства. А под видом сохранения якобы независимой судебной ветви власти — создать касту неприкасаемых и неподконтрольных ни обществу, ни законам судебных функционеров. То, что судей на Украине не выбирают, а назначает президент по представлению Высшего совета правосудия, говорит о многом.

Вообще, если напомнить, какие функции возлагаются на Высший совет правосудия, то граждане Украины оторопело скажут: это не о них. Известно, что Высший совет правосудия действует для обеспечения независимости судебной власти. Но к ее компетенции относится также контроль за судебной ветвью власти. За ее работой на принципах ответственности и подотчетности перед обществом. Она отвечает за формирование добродетельного и высокопрофессионального корпуса судей, соблюдения норм Конституции и законов Украины, а также профессиональной этики в деятельности судей и прокуроров. То есть ВСП является тем органом, который должен выявлять недобропорядочных судей, проводить дисциплинарные расследования и передавать их дела в суд. Но старый и нереформированный ВСП является скорее бастионом по защите одной из ветвей системы. Это именно он покрывает недобропорядочных судей и выводит их из-под удара.

Благодаря ему правосудие на Украине осуществляют судьи, назначенные еще президентом-беглецом Януковичем. Усовершенствованная и дополненная, а не реформированная президентом Порошенко судебная система часто демонстрирует примеры непревзойденного цинизма и даже правового нигилизма. Когда, например, Конституционный Суд Украины одним росчерком пера может отменить реформы и крайне необходимые для их проведения законы, даже открыто выступить на стороне матерых коррупционеров.

Когда, например, НАПК (Национальное агентство по предотвращению коррупции) начал производство в отношении трех судей КСУ, то этот суд спокойно отменил закон, по которому его членов могли привлечь к ответственности. Таким образом уже дважды отменялись законы об уголовной ответственности за непредставление декларации или декларирование ложных данных. Дошло до абсурда, когда КСУ признал неконституционным основополагающий для борьбы с коррупцией закон, поскольку считал безосновательной криминализацию такого типа преступления.

Основанием же для такого решения стало суждение, что НАПК не имеет права контролировать судей. То есть преступления судей должны расследоваться только с разрешения судей, а потом их будут судить те же судьи. Так судейская мафия обеспечила себе право накинуть удавку на шею украинцам, судить как ей заблагорассудится, отпускать преступников, обогащаться за счет коррупционеров, влиять на политические решения, останавливать реформы, помыкать президентом и никогда за это не ответить.

Мало того, на Украине уже стало традицией, когда важные положения «теряются» в процессе имплементации законов. А потому в дальнейшем многое зависит от юридического толкования и специального разъяснения судов. Бывают даже случаи подмены формулировок в принятых законах еще в стенах секретариата Верховной Рады. Привычным делом стала возможность выхолащивать содержание принятых по требованию Запада антикоррупционных законов. Или же зашивать в их тело своего рода маленькие мины: через разгильдяйскую формулировку, за которую можно будет позже ухватиться и отменить весь закон. Или сознательно заложить «несоответствие» Конституции.

Стоит отметить, что в таком набрасывании удавки на шею Украины принимали и участвуют не какие-то мнимые масоны или внешние враги. Что среди них не только известные олигархи, патриотические депутаты, ультрапатриотические президенты — создатели и вдохновители системы, но и судьи. Именно за ними последнее слово. Это они являются жрецами и главными охранниками системы. Это их боятся прогневить даже сильные мира сего. Это они десятилетиями так прописывали законы, что обеспечили системе если не бессмертие, то абсолютную неуязвимость.

Если не разорвать этот замкнутый круг и не провести серьезную судебную реформу, то нечего надеяться на любые позитивные изменения на Украине. Не будет реформ в экономике, не изменится социальная сфера, сюда не придут серьезные инвесторы и главное — придется забыть о справедливости. А отсутствие справедливости — это безнадежность.

Обсудить
Рекомендуем