Президент Владимир Путин руководит Россией в том или ином качестве с 2000 года, когда ему было 48 лет. Он находится на своем посту так долго, что целое поколение россиян успело повзрослеть, не зная никакого другого руководителя, кроме него. Однако, похоже, стареющий Путин осознает, что он смертен, а потому российский лидер предпринимает усилия по обеспечению стабильности, которую он дал России, на долгие годы вперед.
На Западе Путина считают беспощадным деспотом, единственная цель которого — обеспечить себе персональную власть и обогатить себя и своих союзников. Более напористая позиция, которую Россия заняла при нем на своей периферии и на международной арене, воспринимается там как неприкрытая агрессия, конечная цель которой — вернуть утраченные после распада Советского Союза территории. В таких представлениях есть определенная доля правды, но и искажений в них немало.
Безусловно, чтобы укрепить свою личную власть, Путин использовал все имеющиеся в его распоряжении средства, включая давление на альтернативные фигуры, пристрастные уголовные преследования и насилие, за свою жизнь он наверняка накопил и немалое личное состояние. Но на государственном уровне такие действия являются средством достижения цели, а не главной целью. Несомненны и успехи Путина. До прихода Путина к власти в конце 1990-х многие считали Россию бандитским государством, в котором соперничающие между собой олигархи стерли границы между законным бизнесом и криминалом, насмехаются над государственной властью и грабят экономику, пользуясь своими политическими связями. Путин не остановил коррупцию полностью, но утвердил верховенство государства, его интересов и законов над всем остальным, в том числе над притязаниями олигархов. Да, в путинской России все еще много взяточничества и вымогательства, но территория страны контролируется федеральным центром, а распрями между олигархами государству удается управлять, добиваясь того, чтобы эти олигархические распри оставались скрыты от глаз общественности. В совокупности с бурным ростом нефтяных цен в 2000-х годах, с ограничением коррупции и с возрождением бизнеса — все эти меры Путина обеспечили экономический подъем. Этот подъем в новом веке преобразил жизнь простых россиян после отчаяния 1990-х и создал фундамент путинской популярности.
Вместе с этим было предпринято несколько рискованных, но хорошо просчитанных действий в целях обеспечения основополагающих интересов безопасности России, как они видятся самой России, а не Западу. Это прежде всего закрепление на Черном море и российская гегемония на Кавказе. Но в этом деле Россия действовала разумно, не поддаваясь ностальгии по советским временам в чистом виде. Например, Кремль не дал получить продолжение в реальной жизни многочисленным призывам к воссоединению России с русскими общинами в Прибалтике и в Центральной Азии.
Не один Путин отвечает за формирование российской внешней и внутренней политики, и не только он выстраивает государственные структуры, которые эту политику реализуют. Да, он возглавляет группу заинтересованных лиц, в которую входят руководители бизнеса, силовики (люди из силовых структур, то есть, из вооруженных сил и спецслужб), а также региональные магнаты. Путин со своим ближайшим окружением, естественно, получают высокие доходы и другие выгоды от пребывания у власти. Но не они одни: существует и более широкий круг заинтересованных лиц. Они заинтересованы в том, чтобы была стабильность, и они по-прежнему имели влияние на государственную власть и доступ к госресурсам независимо от того, руководит страной Путин или кто-то еще.
Таким образом, российское руководство, для которого Путин по-прежнему является главным авторитетом и арбитром, хочет обеспечить долговременную политическую стабильность. Цель этой стабильности — не позволить будущим руководителям нарушить созданное им равновесие. С точки зрения патриота Путина, это спасет Россию от очередного слабого лидера типа бывшего президента Бориса Ельцина, допустившего ослабление государства изнутри.
Главным механизмом обеспечения такой преемственности и постоянства является серия конституционных поправок, которые приняты в России. Они привели к едва заметным и очень тонким, но весьма существенным сдвигам в системе государственного управления. Например, согласно этим поправкам, Дума (российский парламент) получает полномочия назначать ряд членов кабинета, занимающихся внутренней и экономической политикой, а президент обретает более четкие полномочия — назначать ту часть кабинета, которая отвечает за внешнюю политику и внешнюю безопасность. Не менее важно усиление роли так называемых советов, включая Совет безопасности (в настоящее время это в основном консультативный орган при президенте). Новые полномочия получает и верхняя палата парламента Совет Федерации, представляющая регионы Российской Федерации. Новые законы должны более четко определить полномочия Совета безопасности и других совещательных органов, что позволит осуществить дальнейшее разделение властей.
Если эти поправки будут правильно реализованы, это приведет Россию к такой форме правления, которая будет полагаться на консенсус ключевых заинтересованных лиц, а не на единоличные решения какого-то одного руководителя. Но чтобы такая система работала эффективно, требуется изменить не только закон, но и политическую культуру. А для этого необходим некий фундамент стабильности, а не система, построенная на связях и харизме одного человека. Для этого надо продлить срок пребывания Путина у власти, хотя кажется, что это противоречит здравому смыслу. Но Путин должен помочь стране осуществить этот переход в новую, постпутинскую эпоху, а также обеспечить проведение реформ.
Прежние попытки децентрализовать российскую политику и сделать ее менее зависимой от личностей в целом заканчивались неудачей. Между тем страну ждут серьезнейшие вызовы, которые будут очень сильно мешать влиятельным игрокам сохранять консенсус в отсутствие единого лидера. Усилится нагрузка на российский бюджет, формирующийся большей частью за счет углеводородов, потому что добыча внутри страны будет снижаться в условиях стагнации или падения спроса на нефть. Возможности у экономики будут ограничены, и на этом фоне усилится народное недовольство, которое вкупе со сменой поколений может привести к требованиям либерализации политической системы. В 2030-х годах усугубятся демографические проблемы, вырастет нагрузка на трудовые ресурсы, а также расходы на социальную поддержку стареющего населения.
С учетом особенностей российской истории и реалий ее внутренней динамики нельзя исключать, что с уходом Путина, будь это мирный уход на пенсию или смерть, внутри российской элиты начнется острое соперничество. При Путине политические лидеры, олигархи и видные руководители служб безопасности тоже борются за власть. Но без его сильной личности и централизованной власти такой конфликт может расколоть российские государственные органы и привести не к консенсусу, а к тупику.
Это очень сложная политическая трансформация. А поскольку у западных администраций отсутствует четкое понимание структур российского руководства, это создает существенные вызовы для нашей политики в отношении России.
Западу надо задуматься о том, какой будет Россия после Путина. Западу необходимо анализировать и внимательно изучать новую систему, изыскивая возможности для налаживания контактов и оказания поддержки тем людям из властных структур, которые поведут Россию курсом, больше нынешнего соответствующим интересам США.
В связи с этим Соединенным Штатам надо очень осмотрительно использовать точечные санкции против людей из российских органов власти и проявлять гибкость, ослабляя или отменяя санкции в качестве знака доброй воли. В последние годы санкции применяются очень часто и обильно. Такая политика порождает риск: она может отвратить от США будущее поколение руководителей, которое чувствует себя изолированным от Запада враждебным ему. Соединенные Штаты должны помнить, что изменения в системе государственного управления Россией, а также в составе руководства произойдут самое позднее через 20 лет. Поэтому им надо думать не только об отношениях с Москвой сейчас, но и о наших отношениях с с будущими лидерами России.