Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров десять дней назад прибегнул к угрозам. Москва не исключает разрыва связей с Евросоюзом, если Брюссель будет вводить санкции, создающие риски для уязвимых секторов российской экономики, заявил российский министр. «Да, мы не хотим изолироваться от мировой жизни, но надо быть готовым и к этому».
Требование об освобождении Навального «абсурдно»
Но опасения Лаврова оказались чрезмерными. Заявление ЕС о введении санкции против высокопоставленных российских чиновников, связанных с арестом и приговором в адрес оппозиционного политика Алексея Навального, в Москве вызвали, пожалуй, не более чем усталую улыбку.
По существу этого вопроса в заявлении МИД РФ ничего не говорится. Но было высказано сожаление, что снова упущена очередная возможность переосмысления в ЕС курса «политики искусственных увязок, санкций и давления в отношениях с Россией». Требование освободить Навального, осужденного за экономические преступления российским судом, абсурдно, отметил МИД. Подобное принято называть вмешательством во внутренние дела. Россия не намерена менять свою позицию по Навальному из-за европейских санкций.
Для предполагаемых участников санкционного списка — главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, генерального прокурора Игоря Краснова, руководителя ФСИН Александра Калашникова и командующего Росгвардией Виктора Золотова — последствия будут не слишком масштабными. Высокопоставленные чиновники и так уже давно сосредоточили свою жизнь внутри страны. Они и без того ограничены в передвижениях. Ранее говорили даже о том, что попавшие под санкции рассматривают введение ограничений против них как своего рода награду.
Компании жалуются
Намного более болезненными санкции стали бы для России, если, как к тому призывала команда Навального, под санкции попали бы влиятельные российские бизнесмены. Насколько радикально после введения санкций меняется их жизнь, чаще всего идущая на разных континентах, на себе ощутил Виктор Вексельберг, имеющий тесные связи со Швейцарией. В 2018 году он оказался в санкционном списке США. Внезапно ему пришлось перестраивать и собственную жизнь, и структуру своих компаний.
Санкции США и ЕС против России и отдельных россиян, которые вводились с 2014 года, с самого начала рассматривались критически. Западные и российские компании противились нападкам на свободу экономики. Они требовали отмены санкций, указывали на возникший ущерб и якобы неэффективность мер. Конечно, санкции вредят экономическому обмену — зачастую это происходит за счет одного только сдерживающего эффекта. Кроме того, рубль за последние семь лет сильно обесценился.
Однако российская экономика нашла способы подстроиться к новой ситуации — за счет обходных путей, переориентирования на другие рынки, например, Китай, и перехода на продукцию для отечественного рынка, например, в области продовольственных товаров. Но ограничения на выдачу кредитов существенно сковали экономику, и принято считать, что санкции оказали значительное влияние на стагнацию последних лет. Они не действуют молниеносно, но они постепенно распространяют свое воздействие, словно яд.
Давление на оппозицию
Официально российское руководство делает вид, будто санкции не производят на него впечатления. Экономика стала более устойчивой к внешним ударам. До 2018 года Кремлю удавалось компенсировать ощутимые в повседневной жизни перемены гордостью за возвращение аннексированного Крыма и новой ролью на мировой арене. Но эти времена в прошлом. Угрозы Лаврова в адрес ЕС с указанием на риски для российской экономики — это косвенное признание, что России не все равно, какие против нее вводят санкции.
Но добиться смены курса Кремля, как надеется ЕС, санкциями не удастся. Также не стоит ожидать и отстранения от Китая. В 2014 году неожиданное для Москвы единство стран ЕС после аннексии Крыма действительно убавило аппетит в области дальнейших территориальных захватов. Но в то же время руководство укрепило позицию внутри страны. То, что Россия окружена врагами, с тех времен стало устоявшейся парадигмой.
Дело Навального лишь привело к ужесточению этой риторики. Его и его сторонников называют агентами Запада. Зарубежное вмешательство становится объяснением для всего — с серьезными последствиями для затронутых лиц и организаций.
В связи с этим Госдума планирует принять закон, предусматривающий наказание за содействие введению санкций против России. Кинорежиссер Никита Михалков даже предложил лишать за это гражданства. Так санкции превращают тех, в чью поддержку они вводятся, в предателей родины.