Администрация Байдена вводит санкции против нескольких чиновников российского правительства в рамках того, что она назвала «общегосударственным подходом» к необходимости наказать тех, кто несет ответственность за отравление Алексея Навального и за тот судебный фарс, который обернулся для российского оппозиционера реальным тюремным сроком.
Во время утреннего разговора с репортерами сегодня, 2 марта, чиновники подтвердили, что о введении санкций будет официально объявлено позже в этот же день, и что эти санкции введут сразу несколько агентств, включая Министерство финансов, Госдепартамент и Министерство торговли. Чиновники также сообщили, что эти санкции коснутся активов нескольких российских официальных лиц и скажутся на их способности получать американские визы. Эти меры были согласованы с Евросоюзом, который сегодня утром выступил с собственным пакетом санкций, направленных против высокопоставленных российских чиновников, и эти меры стали продолжением тех шагов, которые ранее были приняты Соединенным Королевством и Евросоюзом.
В санкционный список Соединенных Штатов также попали 14 компаний из России, Германии и Швейцарии за их роль в производстве биологического и химического оружия, такого как вещество «Новичок», которое было использовано для отравления Навального.
Все это можно назвать первым залпом в рамках стратегии, которая, как обещает новая администрация, позволит перестроить политику Соединенных Штатов в отношении России в соответствии с ее собственным подходом. «Тон и содержание наших переговоров с Россией и наших дискуссий по поводу России будут сильно отличаться от того, что вы наблюдали в период работы предыдущей администрации», — сказал один высокопоставленный чиновник администрации, еще раз повторив то, о чем уже несколько недель говорят президент Байден и его помощники.
В течение следующих двух недель администрация Байдена будет рассекречивать разведданные, касающиеся «дестабилизирующих действий России», включая атаку российских хакеров на системы SolarWinds, а также планы ответных мер.
Один высокопоставленный чиновник кратко сформулировал суть подхода Белого дома:
Хочу прояснить, что Соединенные Штаты не стремятся ни перезагрузить наши отношения с Россией, ни обострить их. Мы считаем, что Соединенные Штаты и наши партнеры должны занять четкую позицию и заставить Россию платить в тех случаях, когда в своем поведении она переходит границы, которые ответственные страны уважают. И мы считаем, что должны быть определенные ограничения в том, каким образом себя проявляют эти антагонистические аспекты наших отношений.
Несмотря на все разговоры администрации Байдена о необходимости наказывать тех, кто нарушает права человека, недавно она отказалась от возможности ввести санкции против Кремля в связи со строительством газопровода «Северный поток — 2», чем вызвала бурю гнева со стороны конгрессменов из обеих партий.
Когда в феврале подошел срок, к которому администрация Байдена должна была представить конгрессу список компаний, вовлеченных в строительство этого газопровода, она назвала всего одну компанию и одно судно, которые ранее администрация Трампа уже называла.
На прошлой неделе один источник, близкий к президенту Украины, сообщил изданию Axios, что украинцы были разочарованы тем, что Байден не поднял тему «Северного потока — 2» в своем выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности. Байден, который много говорил о необходимости восстанавливать альянсы Америки, по всей видимости, не хочет бросать вызов канцлеру Германии Ангеле Меркель по поводу этого газопровода.
Отказ принимать дальнейшие меры, призванные предотвратить завершение строительства «Северного потока — 2» — многие правозащитники призывали правительства западных стран принять такие меры в ответ на отравление Навального, — указывает на то, что пока Белый дом не заинтересован в принятии действенных мер, чтобы привязать политику в отношении России к плачевной ситуации с правами человека внутри этой страны.
Символический характер сегодняшнего заявления резко контрастирует с отказом бывшего президента выступить с заявлением о Навальном. Однако нынешняя позиция Белого дома также является заметным отступлением от агрессивных попыток администрации Трампа противостоять вредоносной деятельности России.