Во время Второй мировой войны немцы разработали так называемый «истребитель танков», у которого не было вращающейся рубки, но зато на нем можно было установить пушку большего размера. «Ягдтигр» был самой внушительной моделью этого класса.
К концу войны вермахт отправил на фронт два очень разных танка. Первый — легкий танк «Хетцер». Он был небольшого размера, мог использовать любое покрытие, был оснащен добротной пушкой, но у него практически не было брони. А второй — «Ягдтигр», невероятно массивный. Он был оснащен самой мощной танковой пушкой и сильнейшей фронтальной броней. Спереди «Ягдтигр» был неуязвим. Этот танк был разработан в качестве самоходной противотанковой пушки для сражений при отступлении. «Ягдтигр» должен был останавливать новые тяжелые танки войск союзников на большом расстоянии.
Радикальное орудие Второй мировой войны
В качестве основного вооружения танк оснащался пушкой 12,8 см Pak L/55. По сравнению с ней, пушка 8,8 cм «Тигра» была легким орудием. У пушки калибра 12,8 см бронебойные снаряды весили почти 30 кг, к тому же были еще фугасные снаряды весом 15 кг (масса только метательного заряда — прим. ред.). Боекомплект был раздельного заряжания, иначе снаряды невозможно было бы сдвинуть с места. Пушка 12,8 см PaK 44d пробивала броню американского танка «Шерман» на расстоянии трех километров с любого угла. «Шерману» же нужно было приблизиться до сотни метров и попытаться атаковать «Ягдтигр» сзади.
Но, к сожалению, у конструкции были и другие крайности. «Ягдтигр» весил около 70 тонн и был три метра в высоту — то есть, назвать его малозаметным было никак нельзя. Наиболее подходящая для него характеристика — движущийся бункер.
Слишком слабый и слишком тяжелый
«Ягдтигр» был разработан на шасси танка «Тигр I». Этот тяжелый боевой танк имел ряд технических особенностей, из-за которых он ходил в любимчиках у танкистов. Он был прост в управлении и чуток в управлении. Однако уже и «Тигр» был слишком тяжелым для своего двигателя и ходовой части. Но более массивный «Ягдтигр» был еще более неповоротливым. Кроме того, он расходовал еще больше бензина. И это в то время, когда в вермахте кончалось топливо. Двигателя мощностью 700 л. с. хватало для развития скорости в 17 км/ч на пересеченной местности. Габариты танка — 10 м х 3,5 м с трудом позволяли ему с легкостью маневрировать.
Малое количество
С февраля 1944 года до конца войны было произведено всего 88 танков. Они поступали в 512-й и 653-й батальоны тяжелых истребителей танков. Уже даже из-за небольшого количества танк не имел решающего боевого значения. Миф, сложившийся вокруг «Ягдтигра», объясняется не его применением, а самой экстремальной концепцией орудия.
По-настоящему пушку танка задействовали скорее с опаской. У Шомона вблизи с Бастонем 23 декабря скорее случайно прибыли четыре «Ягдтигра» 653-го батальона. Они планировали продвигаться дальше к городу Бастонь, для подкрепления учебной танковой дивизии. Но поскольку поступали сообщения о надвигающихся американцах, танки заняли позиции в лесном массиве, откуда был хороший обзор на поля. Спустя два часа появилась острие 3-й танковой армии генерала Паттона и направилось напрямую к «Ягдтиграм». В течение нескольких минут взорвалось одиннадцать «Шерманов».
Плохой уровень подготовки
Отто Кариус писал после окончания войны о своих операциях на «Ягдтиграх». Кариус был одним из известнейших танковых командиров Второй мировой войны, он стал известен благодаря танку «Тигр I». Несмотря на недостатки, Кариус был в восторге от «Тигра». О «Ягдтигре» он был противоположного мнения. Большая часть танков была выведена из строя из-за технических недостатков.
Чтобы направить пушку, необходимо было искусно передвигать гигант весом 70 тонн, часто это приводило к поломкам при управлении и движении. И на коротких расстояниях нужно было по возможности укреплять пушку, поскольку иначе из-за ее веса выходили из строя опоры, и орудие невозможно было направить.
Кроме того, свою роль сыграло общее положение к концу войны. В начале войны тяжелые танковые подразделения получали только лучший состав, зарекомендовавший себя ранее в других операциях. А чувствительные и проблемные «Ягдтигры» управлялись необученными новичками.
Кариус был возмущен ошибками новичков, которые подрывали авторитет своего командира. Также и общий настрой был сломлен. Солдаты отказывались стрелять по американским войскам, поскольку боялись ответного огня. Мирные жители раскрывали американским военным позиции замаскированных огромных танков.
512-й батальон «Ягдтигров» формировал основу обороны в Изерлоне и Унне в Рурском котле. Командир Альберт Эрнст понял бессмысленность сопротивления, в том числе, из-за того, что в Изерлоне были заблокированы в кольце 300 тысяч мирных жителей вместе с его войсками. 16 апреля он стал единственным немецким офицером, отдавшим город и свои последние оставшиеся «Ягдтигры» союзникам. При капитуляции фанатичные местные жители назвали Эрнста трусом и оплевали его.