За последние дни концентрация новостей по Донбассу резко увеличилась в сравнении с относительным затишьем в переговорах нескольких месяцев назад. Сначала президент Зеленский заявляет, что готов встречаться с каждым из лидеров нормандской четверки по отдельности, затем Андрей Ермак анонсирует «секретный» план по урегулированию конфликта в Донбассе. А Россия тем временем делает все для окончательного завершения режима тишины, то есть перемирия, которое длилось, начиная с лета прошлого года. Чем обусловлена такая активность в отношении Донбасса? Что происходит и где здесь подводные камни?
Рискованное заявление
Несмотря на то, что реального прогресса в переговорах нет и оснований для проведения нормандского саммита — тоже, Владимир Зеленский вдруг предлагает альтернативу: он готов встречаться с каждым лидером «нормандской четверки» по отдельности. И ключевым вопросом здесь является его встреча с Владимиром Путиным. Это резонансное заявление, прозвучавшее от Зеленского якобы мимоходом, во время форума по вопросам культуры и туризма, как минимум — неосторожное, как максимум — очень рискованное.
Не удивительно, что пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков уже заявил, что не исключает такой возможности, и попутно намекнул, что с выполнением решений действующего Нормандского формата успехов пока нет. Именно этого — перехода к переговорам с глазу на глаз — изначально добивалась российская сторона.
Во-первых, россиянам выгодно вытеснить Германию и Францию из переговорного процесса, нивелировав Нормандский формат как площадку для переговоров. Они издавна пытаются сделать это, а в дополнение перевести весь процесс к ТКГ в Минске, где Россия продвигает мысль, что она, мол, является лишь посредником, а Киев должен вести диалог с так называемыми «республиками».
Во-вторых, такие заявления подрывают уже проделанную Украиной работу по реанимации Нормандского формата как такового.Следовательно, «разбрасываться» заявлениями о возможной встрече напрямую между Зеленским и Путиным явно является ошибкой. Россия может использовать это в своих интересах, и отступать будет некуда.
В-третьих, воспользоваться подобными предложениями Украины могут не только в Кремле, но и на Западе. Готовность Украины говорить с Россией напрямую может быть использована сторонниками «примирения» с РФ как в Берлине, так и в Париже.
В Германии в этом году будет происходить смена власти — Меркель завершает политическую карьеру, по крайней мере, как глава правительства, и не факт, что у ее преемника появится желание заниматься переговорами, которые отнимают время и имеют немного шансов на успех.
У Эммануэля Макрона имеется еще больше оснований в стремлении снять с себя украинский вопрос. Он сейчас готовится к президентским выборам 2022 года, а согласие Украины к переходу в формат переговоров с РФ вполне можно «продать» избирателю как «победу».
Почему «Нормандия» важна?
Преимущества переговоров в «Нормандии» заключается как раз в том, чтобы не оставаться наедине с Кремлем. Получить гарантии посредников, имеющих сведения о проведенных переговорах, так как они принимают в них участие и не позволят России манипулировать достигнутыми договоренностями.
В случае прямых переговоров это все утратится. Иенно поэтому украинские дипломаты, даже при президентстве Зеленского, прилагают немало усилий, чтобы от неформальных прямых переговоров вернуться к классической «нормандской четверке». Зато Кремль делает все возможное, чтобы этому помешать.
Глава МИД Сергей Лавров, по сути, вообще отказался возвращаться к формату «четверки» — последние переговоры на уровне министров состоялись год назад, и с тех пор РФ под разными предлогами отказывается назначать следующий раунд. Даже встречи политических советников (единственный канал, в котором Россия была еще заинтересована, хотя порой также грозилась выйти оттуда) уже с июля 2020 года проводились де-факто по формуле «3+1». Общая позиция Киева, Берлина и Парижа, с одной стороны, и Россия с ее «особым мнением», с другой, что само по себе усиливает нашу позицию.
И наконец, существует проблема, о которой на Банковой никогда не признаются публично.
Это проблема заключается в том, что у ключевых переговорщиков от России и Украины имеется слишком разный опыт [ведения переговоров]. А порой даже появляется нехватка компетентности, способной вызвать проблемы.
Здесь следовало бы вспомнить историю с консультативным советом, который год назад стал итогом договоренностей Андрея Ермака и Дмитрия Козака в обход Франции и Германии. Впоследствии в Киеве осознали ошибочность этих договоренностей и остановили их. Но та история оказалась способной подорвать доверие к офису на Банковой со стороны западных партнеров.
Учитывая вышеизложенное, возникает вопрос: для чего было делать такие заявления? И просчитали ли на Банковой все возможные последствия?
Если это была дипломатическая комбинация без реального намерения проводить встречу, то не слишком ли высокие риски имеет такое заявление? Если же объяснением такого маневра была публичная демонстрация, мол, «мы не выходим из переговоров», с целью устранить претензии в срыве Минского процесса, то надо напомнить, что никто, кроме России, таких претензий Киеву и не выдвигал. Словом, сейчас похоже на то, что это заявление стало еще одним свидетельством: неосторожность Банковой и проблемы с прогнозированием последствий действий до сих пор никуда не делись. Впрочем, судя по всему, реального перехода к переговорам с глазу на глаз Зеленский все же не планирует.
Необъявленный «план Б»
Вскоре после заявления Зеленского прозвучало заявление Андрея Ермака о том, что Украина, Германия и Франция уже разработали план мирного урегулирования в Донбассе и ждут позицию России по этому поводу.
Именно такая формула работы над предложениями по реализации «Минска» свидетельствует, что переговоры с Россией напрямую вряд ли являются реальным намерением и приоритетом Украины. И что на Банковой понимают важность получения глубокого тыла в лице западных модераторов. Это становится особенно важным, с точки зрения того, что Украина все громче настаивает: Минские договоренности должны быть пересмотрены.
И хотя содержание, разработанных, совместно с западными партнерами, предложений до сих пор остается неизвестным, можно с уверенностью сказать: Россия вряд ли с ними согласится. Ей элементарно не подходит формула, что Украина работает совместно с Берлином и Парижем, а Москве, остается только реагировать на разработанные без нее инициативы.
А теперь — к главному. Ожидаемое сопротивление России не станет неожиданностью ни для Киева, ни для Берлина.
Потому что, по сути, Украина уже запустила так называемый «план Б» по Донбассу.
Его центральный элемент — обновление Минских соглашений, на которых Киев активно настаивает уже несколько месяцев подряд.
В частности, для Киева важен отказ от внесения изменений в Конституцию. А еще — требования о том, что сначала Россия отдает контроль над границей и только потом проходят выборы.
Зато для России такие условия звучат как попытка обнулить весь расклад в переговорах с командой Зеленского. Москва будет давить, стараясь этому помешать. И именно поэтому мы, по сути, видим завершение так называемого «режима тишины». Без политических уступок со стороны Украины «игра в перемирие» теряет для России всякий смысл.
Из-за этого, к сожалению, увеличение обстрелов на линии соприкосновения является не временными изменениями и быстро не пройдет. Высока вероятность новых диверсий и провокаций, с целью вызвать отпор с украинской стороны, что дало бы возможность оккупационным войскам начать открывать огонь якобы в ответ. Цель этих действий — завершить так называемый режим тишины и загнать переговоры в тупик, в то время как на линии фронта снова возобновятся позиционные боевые действия.
Не слишком радужный сценарий? Возможно, но в нынешних условиях без неоправданных и односторонних политических уступок со стороны Украины иначе не получается. Чтобы смягчить последствия, украинская сторона прибегает к маневрам, демонстрируя желание найти компромисс. И здесь важно не заходить на минное поле, что Украина за последние несколько месяцев чуть не сделала дважды.
Вначале — когда в так называемом плане Кравчука наряду с правильными идеями «сначала — безопасность» появились совершенно нереалистичные сроки проведения местных выборов в ОРДЛО — через четыре месяца после начала демилитаризации. Второй раз — когда президент Зеленский допустил встречу с Путиным с глазу на глаз. И если до сих пор Россия не поймала украинскую сторону на ее же ошибках, это не значит, что этого не может произойти в ближайшем будущем.