Европейские СМИ отмечают катастрофическую ситуацию с эпидемией covid-19 в Чехии, которая поставила абсолютные антирекорды в этой области. В частности, показатели смертности являются самыми высокими в Европе. На 22 марта 2021 года в десятимиллионной стране переболело коронавирусом около полутора миллионов человек, умерло около 30 тысяч, ежедневный прирост заболевших коронавирусом составляет 12-15 тысяч человек.
Ситуация является необычной, поскольку система здравоохранения Чехии считалась до сих пор достаточно развитой. Теперь же чешские больницы не справляются с наплывом тяжелобольных, часть пациентов переправляется в соседние Германию и Польшу. В Чехии введен чрезвычайно строгий режим локдауна, школы и большинство магазинов (кроме продовольственных и аптек) закрыты, ограничено передвижение между населенными пунктами, все население обязано носить не матерчатые маски, а респираторы типа FFP2. Чешский еженедельник Respekt пишет в этой связи: «Республика задыхается: больницы держатся только на энтузиазме персонала, чехи деморализованы, а правительство не знает, что делать».
В то время как США, Бразилия и Мексика по числу умерших от covid-19 лидируют в абсолютных цифрах (542, 294 и 198 тысяч человек соответственно), Чехия является «чемпионом» Европы по смертности в пропорции к населению: 199 умерших на сто тысяч человек. На втором месте — Бельгия (192 умерших на сто тысяч), на третьем — Словения (186), на четвертом — Великобритания (183), на пятом — Черногория (166). Если в начале эпидемии covid-19 весной прошлого года европейским «лидером» по уровню заражаемости и смертности была Италия, то теперь по всем негативным показателям вперед вырвалась Чехия. Здесь ежедневно заражается 12-15 тысяч человек, в то время как в соседней Австрии — 2,5-3,5 тысяч, то есть в пять раз меньше.
Почему в относительно благополучной Чехии сложилась столь драматическая ситуация? Эксперты считают, что это стало результатом многочисленных ошибок, совершенных правительством и министерством здравоохранения. Доктор Ростислав Мадьяр, один из ведущих эпидемиологов Чехии, указывает на три основные причины нынешнего кризиса. Первая — это решение правительства летом 2020 года преждевременно отменить масочный режим. Оппозиционные партии заявляют, что премьер-министр Андрей Бабиш пошел на этот популистский шаг вопреки мнению эпидемиологов, чтобы заручиться поддержкой избирателей в преддверии октябрьских выборов в сенат и местные органы власти. Вторая причина — еще одно популистское решение — открыть все торговые точки накануне празднования Рождества 2020 года. Третья причина — слишком запоздалая реакция на новый штамм коронавируса, который появился в Чехии в январе 2021 года. Доктор Мадьяр отметил также, что решение открыть школы в сентябре прошлого года привело к взрывному росту эпидемии.
Все указанные решения, по мнению чешских аналитиков, были политически мотивированными и противоречили рекомендациям эпидемиологов. Всего за последний год в Чехии в связи с допущенными промахами сменилось три министра здравоохранения. Профессор Карлова университета Дагмар Дзурова отмечает, что главной ошибкой была отмена карантина в преддверии октябрьских выборов, когда в стране только начиналась вторая волна эпидемии. А ведь первую волну (весна-лето 2020 года) Чехия перенесла лучше других европейских стран, что породило определенную самоуспокоенность.
Чешская оппозиция утверждает, что главную ответственность за взрывной рост заболеваний несет лично премьер-министр Андрей Бабиш, который неоднократно нарушал меры безопасности в угоду политическому расчету. Его решение открыть торговлю в период Рождества также было продиктовано популистскими соображениями.
Еще одной проблемой, по мнению профессора Дзуровой, стало недостаточное финансирование со стороны государства. Работники, которых обязали сесть на карантин, получали лишь 60% зарплаты в течение двух недель. Правительство в отличие от других стран Европы не оказывало достаточной поддержки чешскому бизнесу.
Вопиющей ошибкой стало дорогое и сложное тестирование населения. В отличие от других стран Европы ПЦР-тесты в Чехии остаются платными, причем стоимость одного теста составляет 1 500-1 900 крон (60-75 евро), что рядовому чеху не всегда по карману. Лишь к началу этого года были введены бесплатные тесты, но при условии направления от врача, который должен констатировать признаки заболевания.
Свою роль в развитии эпидемии сыграла и психологическая усталость: граждане все чаще стали нарушать режим локдауна, собираться в компаниях, устраивать совместные походы и выпивки. Недоверие к правительству переросло в недоверие к вакцинам: большое распространение, в том числе в СМИ, получили «теории заговора» относительно якобы негативных последствий вакцинации. Все эти факторы присущи и другим странам Европы, но в Чехии ввиду нарастающего недоверия к официальной информации они проявились сильнее.
К тому же, правительство «проморгало» появление более заразного «британского» варианта коронавируса, который появился в Чехии в январе и с тех пор стал доминирующим. Не был своевременно ужесточен локдаун, не начались работы по своевременному распознаванию нового штамма. Таким образом в Чехии дала себя знать общая для Евросоюза некомпетентность властей в условиях чрезвычайной ситуации.
Не только в Чешской республике, такую же медлительность, несогласованность действий и элементарное отсутствие профессионализма проявила «образцовая» Германия, где налицо, по словам еженедельника «Шпигель» (Der Spiegel), «дисфункция государственной машины». Журнал пишет: «Властям не удается поставить под контроль эпидемию коронавируса. Речь идет о системной слабости государства, терпению граждан приходит конец».