«У каждого трубопроводного оборудования своя история» — такой слоган можно прочитать на сайте итальянской компании Nuova Patavium. Он особенно хорошо подходит небольшой компании из пригорода Падуи, которая занимается оснащением судна-трубоукладчика «Академик Черский». История — чистый детектив.
Оборудование для «Академика Черского»
Когда российский трубоукладчик «Академик Черский» в конце марта начнет работы у острова Рюген, он окажется в центре международного внимания. Его задача — достроить газопровод «Северный поток — 2» — вторую нитку, пожалуй, самого неоднозначного в геополитическом отношении трубопровода в мире.
На борту «Академика Черского» находится самая современная техника компании Nuova Patavium для обработки кромок труб. Это примечательно, поскольку каждому, кто задействован в проекте «Северный поток — 2», грозят болезненные санкции США. Согласно американскому Акту о противодействии российскому влиянию в Европе и Азии, Белый дом может вводить санкции против компаний и лиц, которые поставляют товары и услуги для нужд «Северного потока — 2». Это касается любых поставок свыше 1 миллиона долларов или общей суммой в 5 миллионов долларов в течение года.
Из-за угрозы введения американских санкций швейцарская компания Allseas еще в конце 2019 года вывела свое судно-трубоукладчик из проекта. В начале 2020 года «Академик Черский» вышел из Тихого океана, чтобы поучаствовать в строительстве газопровода. Проблема заключалась в том, что у российского трубоукладчика не хватало оборудования. Как русским удастся достроить газопровод, несмотря на санкции США?
Ответ можно найти в российской таможенной документации, с которой DW ознакомился через базу данных ImportGenius. В период с августа по сентябрь 2020 года собственник «Академика Черского», небольшая региональная дочерняя структура Газпрома АО «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд», поставил оборудование для судна из Италии и Нидерландов на сумму порядка 10 миллиардов евро. Адрес доставки — порт Мукран на острове Рюген. Там прокладывается «Северный поток — 2».
Уловки в тени мировой политики
Только 12 сентября из России в Германию, согласно таможенной документации, было отправлено оборудование с гидравлическим приводом для укладки труб компании Nuova Patavium на сумму 1,1 миллионов долларов. Эта сумма для США весьма релевантная в контексте возможных санкций. Но в Россию это оборудование, по данным российской таможни, поступило двумя отдельными поставками с перерывом в несколько месяцев. Указанная стоимость — менее 200 тысяч долларов за поставку. Запрос о причинах разницы в стоимости итальянская сторона оставила без ответа.
С июля 2020 года, когда санкции США были ужесточены и детализированы, цепочки поставок стали еще более непрозрачными. С этого времени итальянская компания по бумагам больше не ведет дел с собственником «Академика Черского». Новый поставщик оборудования — компания «Система-СПБ». Фирма из Санкт-Петербурга, в которой числятся всего три сотрудника, весьма загадочная. За несколько лет она неоднократно меняла юридический адрес, сферу деятельности и даже номер в реестре компаний. Об этой компании мало информации, а из имеющихся данных сложно что-то понять. Из официальных источников лишь известно, что у компании есть лицензия на установку пожарной сигнализации в зданиях, а также имеются непогашенные долги перед Союзом инженеров-изыскателей.
Наряду с компаний Nuova Patavium, по данным российской таможни, фирма-однодневка из Санкт-Петербурга приобретает оборудование для трубоукладчика «Академик Черский» у другой компании из Италии — Opus S.R.L. Например, 25 августа 2020 года последняя поставила российской компании «Система-СПБ» элементы пневматического центратора для автоматической сварки труб. Через две недели оборудование было доставлено в порт Мукран и оформлено как собственность АО «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд». При этом при дальнейшем экспорте из России в Германию стоимость итальянского оборудования составила уже 1,2 миллионов долларов — в десять раз больше, чем было заявлено на таможне при вывозе из Италии. Компания Opus S.R.L. также оставила запрос без комментариев.
Нидерландцы ничего не знают
Компания Vermaat Technics B.V. из Нидерландов отреагировала с удивлением. Их современная компьютеризированная система для наружной орбитальной сварки, согласно российской таможенной документации, была поставлена «Самарским теплоэнергетическим имущественным фондом» в порт Мукран для судна «Академик Черский». «Мы не знаем, что происходит на борту «Академика Черского», — говорится в письменном комментарии компании. — Мы не поставляли оборудование для достройки трубопровода „Северный поток — 2"». В связи с этим нидерландцы не рассматривают возможного введения против них санкций со стороны США.
На бумаге компания Vermaat Technics не сотрудничает с «Самарским теплоэнергетическим имущественным фондом». Сварочное оборудование поставлялось не дочерней компании Газпрома, а российской компании Vermaat Service. «Vermaat Service не является нашей дочерней компанией», — заявили в нидерландской фирме. Если до июля 2020 года компания осуществляла поставки напрямую Vermaat Service, то после ужесточения санкций США формально она вообще больше не ведет дел с Россией.
Вместо этого дальнейшие поставки взяла на себя компания BHS International B.V. У этой фирмы есть лишь почтовый ящик в какой-то деревне на юго-востоке Голландии и неработающий интернет-сайт. Интернет-домен страницы зарегистрирован на какую-то российскую фирму с тем же совладельцем, что и у российского Vermaat Service. «Мы ничего не знаем о том, чтобы наша техника поставлялась из России далее в Германию», — заявили в компании Vermaat Technics. В целом «Академик Черский» получил оборудование из Нидерландов общей стоимостью почти в 5 миллионов долларов.
«Это не спасет от санкций»
Обходные пути и посредники, «почтовые ящики» и противоречивая информация о ценах — но так ли легко обвести американцев вокруг пальца? Американский дипломат Дэниел Фрид (Daniel Fried), на протяжении многих лет занимавший различные важные посты, опровергает эти предположения. «Использование подставных фирм с целью поставок не поможет. Это все равно нарушение. Это рискованно и не спасет от санкций», — сказал Фрид Deutsche Welle.
В 2014-2017 годах он отвечал за координацию антироссийских санкций в Госдепартаменте. Впрочем, с уверенностью говорить о том, что европейцы действительно окажутся под санкциями США, не приходится. Вашингтону, по словам экс-дипломата, для начала необходимо обдумать связанные с этим потенциальные риски. «Санкции — это дорого. Ведь на любые санкции могут последовать контрсанкции», — признает Фрид.
Никос Цафос (Nikos Tsafos) из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований не верит, что европейским компаниям приходится чего-то всерьез опасаться. «США не готовы принимать все мыслимые меры, лишь бы остановить „Северный поток — 2". Думаю, что для Вашингтона есть некая красная черта. Он не хочет излишне отягощать отношения с Европой», — предположил Цафос. Эксперт считает, что, несмотря на все угрозы, Вашингтон не будет излишне усердствовать, чтобы не перегибать палку и оставить пространство для маневра при поиске компромиссов.
При этом у сторон остается не слишком много времени для поиска компромиссов касательно проекта «Северный поток — 2». К сентябрю должно быть завершено переоборудование судна-трубоукладчика «Академик Черский». После этого оно сможет действовать вдвое быстрее, чем уступающая ему в размерах «Фортуна», которая в настоящее время работает южнее датского острова Борнхольм.