Хуаньцю шибао (Китай): Китай и Россия не позволят миру оказаться во власти определенных стран

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Переговоры России и Китая привлекли внимание международного сообщества. Кое-кто на Западе назвал их «особым совещанием», пытаясь увидеть попытку сторон создать военный союз. Но страны выступают против каких-либо блоков. Встреча показала твердое намерение России и Китая не допустить, чтобы мир оказался во власти «определенных стран».

Переговоры в Гуйлине между министрами иностранных дел Китая и России привлекли внимание международного сообщества, особенно США и европейских стран. Американские и европейские СМИ считают, что встреча глав МИД Китая и России — это «особое совещание», организованное сразу после стратегического диалога между Китаем и США на Аляске. Однако на самом деле в начале этого года, еще когда президент США Джо Байден официально не вступил в должность, визит министра иностранных дел Сергея Лаврова в Китай был включен в повестку дня дипломатических ведомств Китая и России. Причина, по которой обычная китайско-российская встреча министров иностранных дел выглядела как нечто особенное и была названа СМИ «стратегической синхронизацией», — китайско-американские отношения и российско-американские отношения в настоящий период одновременно продемонстрировали напряженность, и состояние конфронтации между ними усилилось. Многие западные СМИ даже заявили, что эта встреча знаменует собой «активизацию китайско-российского стратегического союза», но это далеко не так.

Во-первых, переговоры в Гуйлине — это новая отправная точка для углубления китайско-российского стратегического сотрудничества в новую эпоху. Согласно обнародованному содержанию переговоров, министры иностранных дел Китая и России в очередной раз провели ключевую «сверку часов» в критический момент постэпидемической эпохи. Темы переговоров включают в себя подготовку к встрече между лидерами двух стран на высоком уровне, утверждение годового плана между двумя министерствами иностранных дел, обсуждение того, каким образом расширить содержание «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» в новую эпоху, согласование вопроса взаимного открытия границ двух государств после того, как эпидемия утихнет, поиск конкретных направлений и областей двустороннего противоэпидемического сотрудничества, обмен мнениями двух стран по глобальным и региональным острым вопросам и так далее.

Во-вторых, они отражают общую обеспокоенность Китая и России судьбой человечества. Министры иностранных дел стран выпустили «Совместное заявление по некоторым вопросам глобального управления в современных условиях», в котором призвали международное сообщество отложить разногласия, достичь консенсуса, укрепить сотрудничество, поддерживать мир во всем мире и геостратегическую стабильность, а также способствовать построению более справедливого, демократического и рационального многополярного международного порядка. Главы МИДов призвали противостоять политизации вопросов прав человека, отказаться от использования двойных стандартов и проблем прав человека для вмешательства во внутренние дела других стран, назвав недопустимым вмешиваться во внутренние дела суверенных стран под предлогом продвижения «демократии». Министры иностранных дел двух стран призвали ведущие мировые державы, особенно постоянных членов Совета Безопасности ООН, укреплять взаимное доверие и взять на себя руководящую роль в защите международного права и международного порядка, основанного на нем. В коммюнике подчеркивается, что диалог должен быть основным способом решения международных дел, и что международное сообщество должно сплотиться вместо того, чтобы разделяться, и стремиться к сотрудничеству, а не конфронтации.

В-третьих, эти переговоры показывают твердое намерение Китая и России не допустить, чтобы мир оказался во власти определенных стран. Когда министры иностранных дел Китая и России встретились с журналистами после окончания переговоров, Ван И говорил о «четырех заповедях» крупных держав: «Крупные державы должны первыми говорить о равенстве и быть примером применения Устава ООН на практике. Они не должны считать себя превыше всех и по всякому поводу выступать с позиции силы, чтобы притеснять других. Крупные державы должны взять на себя инициативу в разговоре о порядочности и явить собой пример, уважая законные права других стран, а не произвольно вмешиваться во внутренние дела других стран со своими собственными стандартами, руководствуясь лишь своими желаниями. Крупные страны должны играть ведущую роль в разговорах о сотрудничестве и быть примером отношений взаимной выгоды и взаимовыигрышности для всех стран, а не увлекаться игрой с нулевой суммой, односторонними санкциями, а также созданием конфликтов и конфронтации. Крупные державы должны играть ведущую роль в соблюдении закона и быть примером соблюдения международного права. Они не должны заменять общепризнанное международное право двусмысленными правилами и становиться частью так называемых закрытых и эксклюзивных небольших групп».

Подробнее об отношениях России и Китая можно узнать в нашем подкасте На свадьбе России и Китая свидетелей зовут Байден и Блинкен

В-четвертых, эта встреча свидетельствует о приверженности Китая и России своим главным принципам партнерских отношений стратегического сотрудничества, а именно: неприсоединение, неконфронтация и неакцентирование на третьих сторонах. Китай и Россия неоднократно подчеркивали основные принципы китайско-российского стратегического партнерства: сотрудничество и неприсоединение, диалог, а не конфронтация и стремление не переносить акцент на третьи стороны. Как сказал Ван И на пресс-конференции в ходе двух сессий, «объединение Китая и России» подобно горе, и отношения между КНР и РФ в будущем станут четырьмя моделями отношений:

Первое — это «создание модели стратегического взаимного доверия». Без взаимной поддержки не будет стратегического взаимного доверия. Китайско-российское стратегическое взаимное доверие строится на твердой поддержке друг друга в защите своих важнейших интересов. Это прежде всего касается совместного противостояния Китая и России «цветной революции» и защиты своего суверенитета и безопасности режима. Если обратить внимание на формирующийся сегодня так называемый «альянс демократических ценностей» в Европе и США, становится понятно, что его цель очевидна.

Второе — это «создание модели взаимовыгодного сотрудничества». Следующим шагом китайско-российского взаимовыгодного сотрудничества является углубление партнерства с Евразийским экономическим союзом через инициативу «Один пояс, один путь», а также стремление идти в ногу со временем и расширять сотрудничество в новых сферах. Без прагматичного и взаимовыгодного сотрудничества любым стратегическим отношениям будет недоставать устойчивости.

Третье — это «создание модели связи между народами». Стратегическое сотрудничество между Китаем и Россией основано на традиционной дружбе двух народов: сердца людей двух стран связаны, и они вместе следуют по выбранному пути. Стратегическое сотрудничество между Китаем и Россией — это, прежде всего, добровольный выбор двух народов.

И четвертое — это «создание модели честности и справедливости». Китайско-российское стратегическое сотрудничество отличается от обычных отношений между двумя странами. Это не только взаимодействие интересов двух государств, но и добровольная ответственность за сохранение мировой нравственности. Китай и Россия являются твердыми стражами честности и справедливости в мире, не допуская, чтобы определенные страны или группа стран делали все, что им заблагорассудится, и подрывали стабильность мира. «Чем более неспокойным и нестабильным является мир, тем более решительно должно продвигаться сотрудничество между Китаем и Россией».

Сегодняшний мир претерпевает невиданные за столетие серьезные изменения, и стратегическое сотрудничество между Китаем и Россией с каждым днем укрепляется. Две страны являются не только «хорошими соседями, которых невозможно подговорить», но и «настоящими партнерами, которых нельзя разделить». Лавров как-то заметил: «Между министерствами иностранных дел России и Китая уже сложились конструктивные и взаимно доверительные товарищеские отношения, которые позволяют нам качественно и эффективно выполнять задачи, поставленные главами двух государств. Обе страны создали такую ​​тесную и прочную структуру международного стратегического сотрудничества, что даже если какая-либо третья сторона захочет вбить клин между Россией и Китаем, они обнаружат, что не знают, куда бить, и что у них нет никакой возможности это сделать».

После прихода Байдена к власти мир не увидел существенной разницы между нынешней политикой США в отношении Китая и России и прошлой политикой Дональда Трампа. Несмотря на стратегию «двойного сдерживания», которой всецело придерживаются администрация Байдена и его союзники в отношении Китая и России, КНР и РФ не хотят создавать альянс для борьбы с внешними угрозами. Ни сейчас, ни в будущем китайско-российский альянс не является рациональным выбором дипломатии между двумя странами. Создание альянса означает не только выбор одной стороны, но и чужой контроль над собой и блоковое противостояние, а кроме того потерю дипломатической гибкости. Перефразируя фразу из романа господина Цзинь Юна (псевдоним китайского писателя из Гонконга, прославившегося романами в жанре уся, прим. пер.): он был мощен в своей силе, и свежий ветерок свободно обдувал его холмы; он нагл в своей дерзости, и яркая луна беспрепятственно освещала великую реку (обр. Янцзы, прим. пер.). При существующей национальной мощи и тенденции развития Китая и России, до тех пор, пока эти две страны не будут терять голову или смотреть на прочих с высокомерием, будут придерживаться основных норм международного сообщества и обеспечивать тесное стратегическое взаимодействие, другие страны не смогут с ними ничего сделать. Стратегическое сотрудничество между Китаем и Россией — это важная сила, поддерживающая мировую стабильность. Пока Китай и Россия укрепляют его, в мире будет меньше таких явлений, как гегемония, психологическое давление и деспотия, и он не будет во власти определенных стран.

Значение китайско-российских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия для обеих сторон заключается в том, что при наличии единого антироссийского и русофобского фронта, до тех пор, пока Китай не присоединится к нему, характер этого фронта не сможет кардинально измениться и укорениться в мире. И наоборот — в отношении антикитайского фронта ситуация такая же. Китайско-российские отношения сегодня стали наиболее важными, динамичными, коннотативными и многообещающими отношениями между крупными мировыми державами. Под руководством председателя Си Цзиньпина и президента Владимира Путина отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия Китая и России в новую эпоху смело продвигаются вперед к все более высокому уровню и достигают все большего развития.

У Дахуэй (吴大辉) — проректор Института российских исследований Университета Цинхуа

Обсудить
Рекомендуем