Европейские газеты активно обсуждают 150-летнюю годовщину Парижской коммуны. Это необычно само по себе, поскольку 30 лет спустя после распада СССР и практического самороспуска коммунистических партий Западной Европы интерес к этому событию должен был бы угаснуть. Тем не менее по мере нарастающего кризиса глобального капитализма и роста социальной напряженности в ведущих странах Запада на страницах европейских СМИ все чаще вспоминают о Коммуне и ее уроках для сегодняшнего дня.
По мнению британской «Гардиан», это уникальное событие все еще будоражит умы и раскалывает общественное мнение. Так, во Франции протестующие все чаще призывают использовать опыт коммунаров 1871 года, а не студентов 1968-го. «Гардиан» пишет: «Коммуна была диким, анархическим бунтом парижских бедняков и стала пугалом для буржуа и консерваторов всех мастей. Однако ее безжалостное подавление силами армии оставило глубокий след в коллективной памяти французов, которые не могут до сих пор „переварить" это событие».
В респектабельном французском обществе упоминать Коммуну считается плохим тоном, но сегодня, 150 лет спустя, «коммунары» возвращаются в общественный дискурс. Мэр Парижа социалистка Анн Идальго посадит мемориальное дерево на Монмартре — там, где началось восстание. На площадь имени знаменитой коммунарки Луизы Мишель придут представители левых движений под лозунгом «Коммуна — это мы». Вплоть до мая во Франции пройдут многочисленные конференции, концерты и митинги.
События 1871 года оказали огромное влияние на большевиков, которые называли Октябрьский переворот продолжением Парижской коммуны. По их интерпретации, она стала первым примером пролетарской революции и своеобразной точкой отсчета. Через четыре дня после роспуска Учредительного собрания в Петрограде 10 января, открывая III съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, Ленин сказал: «Советская власть существует уже два месяца и 15 дней, то есть на 5 дней дольше, чем существовала Парижская коммуна».
По мнению французского депутата от движения «Непокоренная Франция» Алексиса Корбьера, Коммуна представляет важную революционную попытку построить «демократическую республику труда» в период, когда промышленный капитализм угнетал общество и трудящихся. Немецкий журнал «Шпигель» напоминает, что Коммуна — «это первый в истории социалистический эксперимент по созданию „республики Советов", который затем был продолжен в ходе русской революции».
Очевидно, именно в этом заложено основное историческое значение этого события, но не только. Парижская коммуна была продолжением традиций Великой французской революции 1789 года, последователи якобинцев играли в ней ведущую роль. Как и в ходе Гражданской войны в России, к террору и расстрелам прибегали обе стороны — как «красные», так и «белые». Восстание было жестоко подавлено в ходе заключительной «кровавой недели». Об этом напоминает Стена коммунаров (Mur des Fédérés) на кладбище Пер-Лашез, где были расстреляны последние защитники Парижской коммуны. Эта часть кладбища стала культовой для французских и зарубежных коммунистов, на этом участке захоронены видные деятели Французской компартии и рабочего движения — Морис Торез, Жак Дюкло и другие.
Ленин жил в Париже в начале ХХ века и внимательно изучал опыт Коммуны. Его вывод в статье «Государство и революция» сводится к тому, что коммунары действовали недостаточно решительно при сломе государственной машине. После победы Октября, отмечает «Шпигель», большевики стали действовать предельно «решительно», они установили однопартийный режим и создали класс партийной номенклатуры, которая нарушила принципы демократии и равенства, провозглашенные Коммуной. Столь важный для Коммуны принцип народного самоуправления был извращен большевиками, которые превратили «советы» в пустую вывеску.
По мнению известного французского исследователя Мишеля Кордийо, историческое значение этого события заключается в том, что Коммуна приняла ряд смелых решений, оказавших влияние на развитие общества. В частности, было провозглашено отделение церкви от государства, установлено равенство в оплате женского и мужского труда, предоставлено право развода женщинам, отменены тяжелые ночные работы, рабочим позволили создавать кооперативы. Для жителей Парижа была на полгода отменена квартплата, армия распущена, а вместо нее создано народное ополчение.
Парижская коммуна, пишет Алексис Корбьер, актуальна сегодня не столько связью с тоталитарным ленинизмом, сколько своим народным и демократическим духом, в котором сочетаются элементы анархизма, феминизма и солидарного социализма.
Именно «женский вопрос» представляет наибольшую актуальность для сегодняшнего дня, считает историк Мишель Кордийо. Женщины сыграли важную роль в событиях 1871 года, они приняли активное участие в политической борьбе, сражались на баррикадах, работали в госпиталях. Всему миру известно имя Луизы Мишель — революционерки и феминистки, получившей прозвище «красная дева Монмартра». В те революционные дни также прославилась русская революционерка и основательница Женского союза Елизавета Дмитриева, ставшая одним из учредителей русской секции I Интернационала.